Skype: DoktorNN
e-mail: DoktorNN@mail.ru
Яндекс.Метрика

Контакты Автора Исследования
Мустаева Дмитрия Владимировича:
https://www.facebook.com/d.mustaev

 

 

Тибетские поющие чаши в психологическом консультировании. Методика использования  негармонических звуковых обертонов. Мустаев Д.В.

"И некоторые мелодии были выдуманы для того,

чтобы лечить пассивность души,

чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя,

и Пифагор показал в этом себя большим мастером.

Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева,

против заблуждений души.

А были еще и мелодии, которые умеряли желания…"

(Ямвлих,  "Жизнь Пифагора")

         «Гармония Мира» (лат. harmonia mundi) — античное и средневековое учение о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической философской традиции.

         Суть «Гармонии Сфер» в изложении Аристотеля следующая: «Движение [светил] рождает гармонию (ἁρμονίαν), поскольку возникающие при этом [движении] звуки благозвучны (σύμφωνοι ψόφοι) …»

Введение

         Из чего зародилась эта работа? Из двух малозаметных событий. Первое состоялось, когда я в 2008 году впервые привез из Непала пару поющих чаш (одну себе, другую - в подарок). Обратил внимание, что два близких мне человека отреагировали на звук одной из них диаметрально противоположно. От «полного восторга наполненным воздухом в доме» до «железного обруча, сдавившего голову»! Отговорки, что эти люди находятся на разных ступенях духовного развития и разных степенях приятия себя и мира мной уже не принимались…

         Второе событие произошло уже через год, когда я немного более осознанно общался с чашами, замечая маленькие (и не очень, кстати сказать) чудеса вокруг них. Знакомый музыкант назвал одну из чаш «мажорной», сравнив с «остальными, минорными». Надо сказать, что интересных ситуаций именно с этой чашей было предостаточно. Поэтому я с интересом погрузился в теорию музыки , психоакустики и звукотерапии.

         В данной дипломной работе рассматривается использование обертоновых звуковых колебаний в сеансах психологического консультирования. Источник звука – тибетские поющие чаши.

Цель работы: Исследование и теоретическое обоснование возможностей применения поющих чаш в психологическом консультировании, индивидуальной и групповой работе.

Задача работы: формирование методики «интеграции мнимого антагонизма звуков» для клиентской работы .

Предмет исследования: Воздействие обертонового звучания на психофизиологическое состояние человека.

Объект исследования: тибетские (гималайские) поющие чаши.

  1. Теоретические аспекты работы

1.1 Актуальность работы.

1. Усиление уровня фонового шума ухудшает условия жизни человека. Усиливается техническая оснащенность людей нашей цивилизации. Двадцать четыре часа мы подвергаемся воздействию искусственных электромагнитных полей, мощность которых повсеместно в 100 (сто!) миллионов раз превышает то, что только вчера испытывали на себе наши деды. В крупных городах интенсивность искусственных электромагнитных полей в 100-1000 раз больше естественного фона. Необходимо исследовать и предоставить средства компенсации этого шумового воздействия.

2. Известны исследования, подтверждающие возможность захвата влияния на мозг человека посредством сверхмалых электромагнитных колебаний. В работе [14] показана возможность искусственного достижения резонанса некоторых собственных частот головного мозга с источником внешнего воздействия. В результате удалось сформировать управляющее воздействие на поведение человека.

Имеются различные спекуляции вокруг «психотронного оружия».  Странное словосочетание «психотронное оружие» появилось в СМИ еще 20 лет назад. В основном они сообщали о неких  генераторах, которые, находясь за сотни километров от «объекта», могут якобы создавать «кашу» в мозге человека, менять его поведение, расшатывать психику и даже доводить до смерти.

3. В ритуальных, религиозных обрядах многих культур Дальнего Востока и  Юго-Восточной Азии используются поющие чаши, колокола и колокольчики, гонги.  Мексика, Российский крайний Север и Алтай еще хранят в  шаманском наследии секреты использования варганов, бубнов и других этнических инструментов в целительских и духовных практиках.

4. Необычное звучание этих инструментов, в том числе и поющих чаш,  издавна использовалось для медитативных и релаксационных практик. Применять его в практике консультирования более широко, осознанно, руководствуясь исследованиями в этой области человеческого знания.

5. Поющие чаши, металлические и кристальные, придя с Востока.   все шире используются на Западе в оздоровительных целях. SPA-салоны, массажные кабинеты, и другие  места, где звучат эти экзотические «инструменты» пользуются растущей популярностью. Целые институты изучают механизмы воздействия на человека обертоновых звуков и области их возможного применения.

6. Аудио-наркотики – еще одна тема, набирающая актуальность в последнее время. ФСНК России признал существование это вида наркотической зависимости. С ним тоже возможно работать средствами звукотерапии, что и предстояло выявить в данной работе.

7. Ширина диапазона воспринимаемых колебаний органами слуха является одним из признаков функционального здоровья человека. Возрастные изменения органов слуха, при которых этот диапазон сужается, до середины 20-го века традиционной медицинской наукой считались необратимыми. Это опроверг А.Томатис в своих теоретических работах и огромной практике, почти полувековой продолжительности.

1.2 Об истории использования человеком  звуковых колебаний

Вселенная звучит, но человеческий слух не всегда улавливает небесные звучания. Их воспроизводит музыка - отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.

Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервного расстройства  (депрессии). В мифологии древних греков образы Аполлона покровителя искусств и его сына Асклепия, покровителя врачевания являлись символами связи искусства и медицины.

Легендарный Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы, однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие.

Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. 

В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. 

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

«Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была "эвритмия" - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом» [39].

Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н. э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. А, по мнению Платона, снятию головной боли помогали лечебные травы, их воздействие усиливалось пением и музыкой магического характера.

Итальянский музыкальный теоретик Средневековья Дж. Царлино (1517- 1590) описывает, как Сенократ звуками трубы возвратил здоровье безумным, а Талет звучанием древнего музыкального инструмента кифары излечил чуму. Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии.

Врач Асклепий музыкой утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воинов звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. По мнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.

Считалось, что вокалотерапия эффективна при врачевании. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения, имеющего многовековую историю. Художественное пение существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии, Древней Греции. В  Йоге Звука на равных с самим звучанием ценится намерение исполнителя и слушателя. А в случае использования еще и своего собственного голоса, все сливается в единое цельное действие

Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые, в свою очередь, соответствуют пяти органам человека (селезенка, легкие, печень, сердце, почки). Древнекитайская философия и медицина разделяют все происходящее и существующее в мироздании на две категории - психическую энергию «Ян» и «Инь» (мужскую и женскую). Эта энергия движется в теле по определенным проходам - меридианам, связанным между собой. Каждый меридиан связан еще с одним из внутренних органов человека. Лечение душевных и физических расстройств осуществлялось посредством воздействия определенных тонов, звуков музыкальных инструментов на активные точки меридиана и связанные с ними области тела.

Особенностью китайской медицины является соматопсихический подход, согласно которому каждому органу соответствует своя психическая функция. Так, печени соответствует эмоция - гнев. При гиперфункции (избытке) проявляются упрямство, агрессия, гнев, при гипофункции (недостатке) - боязливость, страх, депрессия. Принцип пяти тонов согласуется с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, с загадочными законами природы, с частями света и континентами, с тем, что у человека пять плотных органов и он обладает пятью чувствами.

По мнению древних китайцев, музыка (пентатоника), благодаря действию этих законов, находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Звуки музыки рассматривались по отношению к телу человека, которые сообщали ему те или иные свойства. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. Музыка, воздействуя таким образом на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.

Исследования мальтийских храмов показали, что каменные своды, стены с нишами и ступенчатые потолки храмов резонируют при звуке частотой в 110-111 Гц, что соответствует частоте низкого мужского голоса.

Мальтийским храмам насчитывается шесть с половиной тысяч лет. Если жрец находился в одной из камер такого храма, то его голос, произносящий мантры, отражался от стен и создавл у пребывающих в нем своего рода транс.

Почему именно 110 Гц? 
Исследователи Калифорнийского университета в 2008 году поставили опыты на добровольцах, активность лобной доли мозга которых записывалась на электроэнцефалограмму. При этом участникам давали слушать звуки разной частоты. Результаты оказались поразительными – именно при частоте в 110 Гц речевой центр резко отключался и активность временно смещалась из левой в правую долю коры головного мозга. Правую долю обычно ассоциируют с эмпатией, образным мышлением, контролем настроения, способностью понимать символы, читать между строк, брать на себя риск и философски мыслить.

Э.Берн, создатель транзактного анализа, писал: «Это. Содержание этого понятия включает все то, что существо приносит, рождаясь на свет, и что было законно определено, то есть прежде всего толчки (ритмы), происходящие из соматической организации и находящие в Это (в формах, которые нам неизвестны) первый способ физического выражения... Эта самая древняя часть физического аппарата остается на протяжении всей жизни самой важной»  [30]

1.3. Обзор современных исследований в области психоакустики и музыкотерапии

        

         К такому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука. Начиная с 19 в. она накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований.

         Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия 20-го века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

- влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

- влияние музыки великих гениев человечества;

- индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

- воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке,

- а также современных направлений.

Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека.

 В 19 веке в Европе после того, как знаменитый французский врач-психиатр Ж. Д. Эскироль (1772-1840) провел опыты по применению музыкальной терапии для лечения душевнобольных, она, то есть музыкальная терапия, получила довольно широкое распространение в клиниках. Благодаря трудам знаменитых физиологов, неврологов и психиатров И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова, В. М. Бехтерева музыкальная терапия нашла применение и в России.

         Также в 19 веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания как у животных, так и у человека.

         Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

В 30-е годы немецкий физик В.Шуман сделал открытие, что флуктуации магнитного поля Земли с резонансами на частотах 7,8; 14,1; 20,3 и 24,6 Гц практически совпадают (резонируют) с частотами альфа- и бета- ритмов головного мозга человека. Эти волны всегда были жизненно необходимы для синхронизации наших биологических ритмов. (Приложение 1)

Биотоки мозга имеют следующие выделенные частоты:

- дельта ритм 0-3 Гц.

- тэта ритм 4-7 Гц,

- альфа-ритм 8-13 Гц,

- бета ритм 14-30 Гц,

- гамма ритм более 30 Гц.

Согласно исследованиям доктора Барбары Браун глубинные уровни релаксации тела и сознания связаны с мозговыми волнами, называемыми альфа-ритмами, самые интенсивные по амплитуде среди мозговых волн, активизируют процессы оздоровления в десять раз интенсивней, чем бета-ритмы.

         Выдающийся психоневролог академик В.Бехтерев выяснил, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.

         С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений и многое другое…

Психоакустика – наука, изучающая пcихологические и физиологические особенности восприятия звука человеком.

Музыкотерапия — система психосоматической коррекции здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. . Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Её можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию.

Музыка, по своей сути, является звуковым искусством.

Факторы: слуховой, биорезонансный, вибротактильный.

Классификация:

1.Клиническая - использование разработанных методов и технологий в лечебно-профилактических целях;

2.Экспериментальная МТ - исследование различных вездействий музыки на организм человека;

3.Рецептивная - характеризуется тем, что пациент получает МТ сеансы по той или иной технологии, не участвуя в нем активно;

4.Активная - включается в процесс музицирования самого пациента; 5.Интегративная - характеризуется тем, что может включать в себя связь с другими "соседними" искусствами (танец, театрализация, рисование под музыку);

6.Фоновая - служит определенным фоном для проведения психотерапевтических мероприятий (гипноз, аутогенные тренировки); 7.Тематическая - чаще всего используется как сеанс, имеющий либо сюжетное построение, либо посвященное творчеству какого-либо композитора с положительными словами лектора.

В Москве в 1997 г. создана Международная академия интегративной музыкотерапии (МАИМ), где лучшие достижения современной клинической и традиционной (народной) медицины, компьютерной технологии и искусства были объединены в систему под названием интегративная медицина. Целью данного направления является профилактика, коррекция и поддержание здоровья человека. Одной из задач академии является подготовка специалистов нового поколения - музыкотерапевтов, синтезирующих знания и навыки музыканта и врача, использующих немедикаментозное воздействие на человека с целью восстановления нарушенных функций его организма. Огромный вклад в создание отечественного научного центра по музыкотерапии в стенах МАИМ внес ее ректор - С. В. Шушарджан, доктор медицинских наук, профессор, профессиональный оперный певец.

         Михаил Лазарев, врач-педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, описывает, какое влияние оказывает музыка на беременных женщин. Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Под звуки гармонической музыки ребенок еще в лоне матери будет гармонично духовно и физически развиваться.

Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Слушая отдельные классические произведения, беременные женщины излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств, то же самое происходит и с плодом. Особенно рекомендуется слушать будущим мамам произведения Моцарта.

Уже много лет врач-психиатр из г. Санкт-Петербурга Андрей Владимирович Гнездилов​ (Доктор Балу), доктор медицинских наук, почетный ​доктор Эссекского университета (Англия),  работающий в основанном им специализированном хосписе  для так называемых неизлечимо больных людей, успешно исцеляет звучанием колоколов ряд психических заболеваний у своих пациентов (на его счету уже сотни вылеченных больных). В своей книге [5] А.В. Гнездилов рассказывает о том, что у больных, которые должны умереть через неделю или месяц и знают об этом, возникает совершенно особое чувство – так называемая «тоска смерти» (если другую боль можно снять медицинскими средствами, то эта тоска не снимается ничем). Автор утверждает, что им найдено уникальное средство от этого ужасного состояния: он приносит в палату колокола, и каждый пациент находит среди них свой, звонит в него (в результате тоска смерти, пусть и ненадолго, но “отпускает” человека).

«...человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, то есть ранее момента образования звука, - как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон; он может даже мышцами, без помощи голоса, спеть, так сказать, для своего сознания, какую угодно знакомую песню», —писал по поводу развития мышечных ощущений у певца И. М. Сеченов. [27]

Ниже приводится схема восприятия двух вариантов звучания, гармонических и негармонических обертонов.

Рис. 1. Основные компоненты системы акустического восприятия [2]  Отличие обертонового восприятия

Резонаторные ощущения весьма ярки, хорошо ощутимы и также входят непременным моментом в формирование «телесной вокальной схемы» певца.

Многочисленные рецепторы, воспринимающие вибрационные явления, расположены во всех тканях тела. Много их имеется и в тканях головного резонатора. Вибрационные явления в значительной мере помогают певцу в управлении процессом голосообразования. Интересные данные о роли вибрационного чувства, которые помогают контролировать голосообразование, экспериментально получил В. П. Морозов. [19]

Альфред Томатис, французский исследователь человеческого слуха, экспериментировал с музыкой Баха, Моцарта, Григорианских сочинений. Показания его научных приборов гласили, что утомление, усталость и ослабление в результате стресса происходят тогда, когда серые клетки мозга получают недостаточно электрической энергии. Другими словами, им не хватает силы. А.Томатис утверждает, что эти клетки работают, как маленькие электрические батарейки. Они производят в мозгу электричество, снабжая им волны мозга, которые регистрируются на ЭЭГ. Можно думать, что эти маленькие батарейки заряжаются путем метаболизма тела. А.Томатис утверждает, что мозговые клетки-батарейки заряжаются чем-то извне, и это что-то есть звук, в частности высокочастотный звук. Превращением же энергии, поступающей извне, занимаются клетки линии корти. Расположенные по рядам, около 2,5 тысяч продолговатых клеток корти «танцуют» в точном соответствии с каждым звуком. Энергия, производимая в результате этого необычного танца, перетекает в мозг, а ее часть отделяется, чтобы попасть через вестибулярную ветвь мозжечка к мускулам тела.

Высокочастотные звуки питают энергией мозг, в то же время снимая мышечное напряжение и производя различные балансировки в физическом и более тонких телах. Они воздействуют на человека даже после прослушивания.

Какой частоты звук необходимо использовать, чтобы «просветлить» разум? А.Томатис считает - звуки с частотой от 5000 до 8000 Гц быстрее всего перезаряжают «мозговые батарейки». Самая быстрая перезарядка происходит при воздействии звука частотой 8000 Гц.

В Приложении 2 приведен график возрастных изменений в слуховом аппарате человека.

А.Томатис предлагает излечивать заболевания и возрастные изменения слуха этими звуками высокой частоты, уподобляя это мускульной гимнастике с отягощениями.

Теория и практические исследования А.Томатиса живо и органично находят свое отражение в понятиях и открытиях в области психического, сделанных выдающимся немецким философом, мыслителем и психологом Карлом Густавом Юнгом в его гениальных трудах и, в частности, в работах [37, 38]. А. Томатиса также называют «Отцом современной звукотерапии».

Мантэк Чиа пишет: «Несколько тысяч лет тому назад даосские мастера в ходе медитаций открыли шесть звуков, которые помогают сохранять оптимальное состояние внутренних органов, предотвращая или излечивая болезни. Они обнаружили, что здоровый орган генерирует вибрацию определенной частоты. » [34]

В.Леви, в свою очередь,  приводит данные по собственным частотам функционирования некоторых органов человека, частот, на которых возможны явления резонанса. (Приложение 3) Эти резонансные явления могут быть использованы как для стимуляции, так и для угнетения деятельности этих органов, изолированно или в комплексе.

Шумовое техногенное окружение человеческого организма цивилизацией все больше отдаляет нас от тихого голоса Земли–матушки.

Приведу пример необдуманного использования колебаний различных частот и их сочетаний, он достаточно драматичен, на мой взгляд, чтобы обратить внимание, что и как слушаем и смотрим, а в результате – слышим и видим, мы и наши дети. Популярный в 1990-е годы японский мульт-сериал «Покемоны» (Pokemons) отметился драматичным эпизодом.

16 декабря 1997 года в 18:30 по японскому стандартному времени была показана 38-я серия «Покемонов», которая получила особенную известность из-за того, что 685 японских детей (375 девочек и 310 мальчиков) в возрасте от 3 лет и старше были госпитализированы после её просмотра с симптомами, напоминающими эпилептический припадок. Приблизительно на двадцатой минуте главный герой Пикачу применяет одну из своих атак, анимация которой представляла собой взрыв с яркими красными и синими вспышками, которые мерцали с частотой примерно 12 Гц и в продолжение 4 секунд занимали практически весь экран, а потом в течение 2 секунд — весь экран целиком.

После этой сцены дети стали жаловаться на нечёткость зрения, головную боль, головокружение и тошноту. Для нескольких человек последствия оказались ещё более тяжёлыми: у них случились судороги и конвульсии, они жаловались на слепоту и теряли сознание.

Большая их часть пришла в себя по пути в больницу, однако более 150-ти были приняты врачами, а двое зрителей провели в больнице более двух недель Зафиксировано также обращение нескольких лиц, достигших 20-летнего возраста.  Мультфильм смотрели приблизительно в 4,6 миллионах домов.

Число пострадавших несколько возросло после частичного повтора сцены из мультфильма в новостях, однако точное их число не было установлено.

Серию запретили к показу. Это происшествие получило в японской прессе название «Шок от „Покемонов“»

В звукотерапии и музыкотерапии часто используют метод комплексного, свето-звукового воздействия на пациентов. Добавление световых импульсов усиливает лечебный эффект.

Изоляция от природного акустического фона привела к тому, что заданные Творцом-природой частоты 7.8, 14.1 Гц оказались заглушены "электронным смогом". Без них наступает дисбаланс, происходит рассогласование всех функциональных систем организма, которые в естественной среде обитания должны работать строго автономно.

Например, шишковидная железа уловив частоту 8 Гц заставляет синхронно работать левое и правое полушария, полушария только в таком состоянии начинают контролировать подкорку, вырабатывающую гормоны мужские и женские, искусственным путем это не контролируется, отсюда у людей полнота, у женщин усы, оволосение ног. Только под воздействием частоты 8 Гц шишковидная железа вырабатывает гармон "мелатонин". Медики обнаружили, что в организме человека, без мелатонина развивается онкология. Это доказали исследования стюардесс США и Швеции. Их профессиональное заболевание - рак молочной железы. Исследования показали, что в организме отсутствует мелатонин. Мелатонин включает в работу щитовидную железу. Но самое страшное, выяснили, что ЭМИ разрушает саму шишковидную железу. У современного жителя мегаполиса, практически, работает только правое полушарие, отсюда сплошные психические заболевания, депрессии и прочее.

8 Гц не слышны человеческим ухом, генерация этих частот возможна специальными устройствами, генераторами или с использованием так называемого бинаурального эффекта, когда в оба уха подается сигнал с разностью частот 8 Гц. Это могут быть музыкальные инструменты, вокальные партии,  специально подобранные по частотам.

Мозг, принимая оба сигнала через органы слуха, начинает генерировать колебания с требуемой частотой, которые слышны как биения ритма, и уже могут быть уловлены шишковидной железой.

1.4. Описание использованной методики

Поскольку звуков существует множество, как по высоте т громкости, так и по их сочетаниям, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и получила большое признание музыкотерапия. Заслуженной популярностью пользуется словотерапия, которая из отдельных звуков создает смысловые мыслеформы, дополнительно целебно воздействующие на человека. Развивается и совершенствуется методика лечения ультразвуком. Вибрациям собственного голоса также уделяется большое внимание в древних знаниях и современных работах этого направления.

К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести и лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию, в аэрофитотерапию, в другие техники и практики, где есть расслабление и медитация.

Коротко остановиться на каждом из направлений звукотерапии не позволяет объем этой работы.

Вселенная состоит из звуков, а каждый звук — из множества гармоник, или обертонов. Обертоны присущи каж дому звуку независимо от его происхождения. Звучание скрипичной или фортепианной струны человеческое ухо воспринимает как один тон. Но в действительности почти все звуки, производимые музыкальными инструментами, человеческим голосом или иными источниками, — не чистые тоны, а комплексы призвуков, называемых также «частичными тонами». Самый низкий из этих частичных тонов именуют «основным». Все же остальные призвуки, обладающие большей частотой колебаний, чем основной тон, принято называть «обертонами».

Итак,  немного об обертонах.

         ОБЕРТОН - (нем. Oberton, от ober — верхний и Ton — тон), синусоидальная составляющая периодич. колебания сложной формы с частотой, более высокой, чем основной тон. Любое периодич. колебание можно представить как сумму основного тона и обертонов, причём частоты и амплитуды этих обертонов определяются как физическими свойствами колебательной системы, так и способом её возбуждения. Если частоты всех обертонов — целые, кратные основной частоте, то такие обертоны называются  гармоническими, или гармониками. Если же частоты зависят от основной частоты более сложным образом, то говорят о негармонических обертонах В этом случае периодическое колебание также может быть представлено как сумма гармоник, но это разложение будет приближённым, тем более точным, чем большее число гармоник взято. Если частота основного тона f (первый обертон), то частота второго обертона равна 2f или близка к этому значению, частота третьего — 3f и т. д. [ 31 ]

         В данной дипломной работе не рассматриваются гармоники,  только негармонические обертоны, которые для краткости назывем просто – обертонами.

Источником обертонового звучания являются разные инструменты – варганы, тамтамы, колокола, бубны и другие инструменты, в основном этнического происхождения.

На рисунке приведена для примера амплитудно-частотная (АЧ) характеристика звука колокольчика

Рис.2 Амплитудно-частотная характеристика малого колокольчика

Интересно сочетание основного тона – 4 575 Гц, ( для сравнения: нота Ре 5-й октавы звучит на 4 698.4 Гц) с одним  гармоническим обертоном – 8 925 Гц и одним негармоническим обертоном – 8 225 Гц, соответственно, что близко к До и До-диез 6-й октавы (Приложение 4). Как было сказано выше, частота 8 кГц может оказывать восстанавливающее, оздоровительное воздействие на орган слуха. Мной использовалось звучание этого колокольчика (108 повторений в ритме 48 ударов в секунду) в медитативных и релаксирующих техниках.

Историческим фактом является стремление мусульманских войск в период позднего средневековья на захваченных территориях православной и католической традиций в первую очередь уничтожать колокола…

У варгана наблюдается более регулярная система созвучий гармонических обертонов:

Рис.3 Амплитудно-частотная характеристика варгана

Варганы также используются в шаманских ритуалах, современных музыкальных течениях, сессиях диск-жокеев для достижения трансовых, медитативных состояний. Так как резонирующий объем создает черепная коробка исполнителя, диапазон звуков, звуковых оттенков чрезвычайно велик. В сочетании с голосом исполнителя, этот инструмент предоставляет уникальный спектр собственных и модулированных частот

В рассматриваемом методе  используются тибетские поющие чаши.

О существовании поющих чаш известно уже с 560-484гг. до н. э. 

Символы сосудов в виде чаши присутствуют во многих культурах. Конечно, это не обязательно означает их использование в качестве звукового инструмента.

Интересно, что в символике философской алхимии важнейшее место отводится чаше, в которой, по мнению алхимиков, происходит перерождение субстанций. Женский принцип признается в алхимии не менее важным, чем мужской. И он связан с чашей.

Карл Густав Юнг, основоположник аналитической психологии, всерьез интересовавшийся алхимией около 35 лет, рассматривал алхимические понятия как психологические проекции, а сам алхимический процесс не как трансмутацию металлов, а как трансформационную психологическую процедуру исцеления и роста человеческой души, которую он назвал индивидуацией («путем к себе»).

Рис.4 Поющие чаши с резонатором и караталы (цимбалы)

Легенды о происхождении чаш имеют множество вариаций, большинство сходится к одному – мистическому сочетанию пропорций сплава из 7 металлов.

Элементам сплава приписывают следующее соответствие:

Золото – Солнце 
Серебро – Луна
Ртуть – Меркурий
Медь – Венера
Железо – Марс
Олово – Юпитер
Свинец - Сатурн

Соответственно, звучание всех этих металлов и связанных с ними проявлений космогонических символов в виде планет Солнечной системы олицетворяют гармонию всех частиц мироздания, от первого мига творения Вселенной.

Амплитудно-частотная характеристика одной из исследованных чаш (той самой, «мажорной») приведена на следующей иллюстрации

Рис.5 Амплитудно-частотная характеристика кованой чаши диаметром 28 см.

На графике видно сочетание гармонических и негармонических обертонов в широком диапазоне звучания, от 82 Гц ( Основной тон, «Ми» большой октавы – 82,407 Гц) до 2100 Гц («До» 4-й октавы – 2 093 Гц). Никаких выводов из этого сочетания не следует, кроме корректировки некоторых публикаций о чашах, где говорится о «волшебном сочетании гармонических обертонов». Иллюстрация хорошо отражает нерегулярность, свойственную негармоническим обертонам.

1.5  Механизм воздействия звука на человеческий организм. Измененные состояния сознания (ИСС)

Транс (от фр. transir — оцепенеть) — функциональное состояние психики, в котором изменяется степень контроля сознания над обработкой информации. Транс сопровождается определёнными изменениями мозговой активности, в особенности — бета-волн.

Медициной ИСС признается целебным состоянием сознания, при котором человек получает приблизительно в два раза больше отдыха, чем во время сна.

Человек может входить в ИСС также под воздействием усталости, информационной перегрузки и т.п. Именно таким образом организм защищает себя от стрессов, когда их количество и сила становятся чрезмерными

Внешние и внутренние проявления ИСС (транса) у обыкновенных людей по данным современной медицины следующие:

  • фиксация взгляда
  • расширение либо сужение зрачков
  • замедление глотательного и мигательного рефлексов
  • замедление и углубление дыхания
  • замедление частоты сердцебиения
  • снижение реакции на внешние раздражители
  • мышечная релаксация
  • разглаживание складок на лице
  • задержка моторных реакций

         В основу метода положены следующие свойства поющих чаш:

1. Звучание обертонового звукоряда, в отличие от гармонического, более привычного в нашей культуре, помогает человеку во-первых, расслабиться, а во-вторых и далее  - достичь измененных состояний сознания, которые могут использоваться по его  (или психолога-консультанта) усмотрению – для творчества, разрешения эмоциональных проблем, и т.п.

2. Еще одно свойство обертонов – воздействовать на устойчивые во времени нейронные связи в структурах мозга, отвечающие за наши привычки, стереотипы, блоки. Непривычность, неповторяемость, порой непредсказуемость звуковых сочетаний не позволяет родиться ассоциативным цепочкам в слуховой памяти, которые могут иметь различную эмоциональную фиксацию.

3. Обертоны не создают диссонансов, т.к. не образуют в большинстве своем регулярные гармонические последовательности. Это позволяет консультанту, «не имеющему слуха и голоса», не прерывать заданного состояния клиента неосторожным или фальшивым звуком.  Созвучия мнимо «негармоничных» звуков образуют своеобразные «аккорды», принимающие, тем не менее, эмоциональный окрас, как минорные или мажорные оттенки в гармонических созвучиях.


2. Результаты практической работы с клиентами

2.1 Описание  клиентской сессии.

Клиенту, как знакомому с чашами, так и впервые их видящему, после беседы о целях визита, проблемах и ожиданиях от встречи, предлагается знакомство со всеми чашами, самостоятельно или с помощью консультанта. В процессе прослушивания или после его окончания предлагается выбрать звук чаши, наиболее соответствующий проблеме, заявленной при визите.

После этого в беседе или медитации вызывается и фиксируется самое позитивное, «ресурсное»  воспоминание, доступное на этот момент, как связанное с объектом и участниками проблемы, так и не связанное, лежащее в прошлом, сколь угодно раннем. Этому состоянию тоже подбирается соответствующая чаша, возможно (редко) один из звуков этой чаши.

Далее предполагается «отпустить» фокусировку на обоих вопросах и ответах на них. Выбранные чаши условно именуются «антагонистами»

Начинается беседа в любом выбранном психологическом аспекте в сопровождении ненавязчивой, фоновой звуковой импровизации в исполнении того, кто ведет консультацию. Интенсивность, тональность, импровизационностьпо выбору консультанта, в зависимости от сценария встречи. 

Голоса чаш-«антагонистов» сначала размываются в общем хоре, потом выделяются по громкости и продолжительности звучания, а потом остается дуэт из этой пары чаш, «позитивной» и «негативной».  Описанное выше свойство чаш не создавать диссонанса используется как «катализатор» планируемой интеграции антагонистичных состояний клиента  второй сигнальной системы (слово-образ) на основе принятого сигнала от первой сигнальной системы (по акустическому каналу).

        Результатом минимальной интеграции  можно считать интерес к тому, что чаша перестала отторгаться. Результативной можно считать сессию, в ходе которой клиенту удалось нейтрализовать отношение к «негативной» чаше. Положительный результат – трансформация негативных переживаний в состояние приятия, выравнивание отношения к обеим чашам и к обеим эмоционально полярным ситуациям.

В качестве усиления эффекта, крупные чаши, звучащие на низких частотах подносятся вплотную к телу клиента и проводятся вдоль вертикальной оси туловища стоящего, сидящего или лежащего клиента. Происходит так называемый «звуковой массаж». Массивные чаши издают неслышимые ухом колебания, в диапазоне звуковых инфрачастот. При  приближении к поверхности тела эти колебания ощущаются сильнее, они проникают непосредственно в тело, минуя слуховой аппарат человека. 

Для чаш, которые вызывают положительные эмоции возможно использование более глубокой формы звукового массажа, когда чаши (по одной или несколько) ставятся на участки тела лежащего или сидящего человека. Вибрации проникают еще глубже, передается более широкий спектр колебаний. Продолжительность массажа терапевт определяет по обратной связи от клиента, начиная от минимальных, продолжительностью 5-8 минут, внимательно оценивая обратную связь от клиента о своих ощущениях. В дальнейшем длительность сессии может доходить до получаса и более, в зависимости от целей и состояния клиента.

Для полной интеграции часто нужны серия встреч и длительные наблюдения, хотя позитивные и даже катарсические изменения и события могут происходить уже в ходе самого сеанса.

Хуэй-нэн, 6-й патриарх Дзэн, оставил в своем наследии метод медитативной практики, известный как «интеграция полярностей» - черно/белое, плохое/хорошее, день/ночь, мужское/женское и т.п.

Клиент в явном или неявном виде проходит по пути этой интеграции. Для самостоятельного продолжения этой работы, метод может быть озвучен в конце сессии, описаны приемы работы с чашами, методы звукоизвлечения. При отсутствии чаш возможно использование звукозаписей, хотя эффект в этом случае несколько слабее.

Похожие методы известны в психотерапии и психодиагностике в отношении других каналов 1-й сигнальной системы. Например, один из распространенных тестов состояния человека - тест Люшера. Испытуемому предлагают выбрать наиболее приятный ему цвет из группы цветов, потом, из оставшихся, опять предлагают выбрать самый приятный, и так далее. Анализируя результаты, делают вывод о психоэмоциональном состоянии человека, о его психофизическом здоровье. Тем же Люшером решалась и обратная задача - предъявляя человеку цвета по определенной программе, добиваются изменений его эмоционального и физиологического состояний. Таким образом, используя одно только особое цветовое решение, например,  компьютерной игры, можно вызвать определенное эмоциональное состояние играющего, и как следствие, изменить его психофизиологическое состояние.

            В 40-е - 50-е годы двадцатого столетия, когда началось активное применение электроэнцефалографии (ЭЭГ), обнаружилось, что электропотенциалы мозга могут следовать за вспышками света или громкими щелчками. Многочисленными исследованиями методом ЭЭГ установлено, что каждому виду транса (гипноз, медитация, молитва, ритмичные движения, сновидения и т.д.) соответствует определенная картина распределения и сочетания частот электрической активности по отделам мозга.

Общие схемы проведения сеансов звукотерапии, как и музыкотерапии могут строиться из расчета 21 дня первичной очистки организма, разрушения паттернов и последующих 21 дня закрепления результата, формирования новых, сгармонизированных на новом уровне структур ума, тела и эмоций.

Для консультационной работы эти параметры менее строги, так как схемы общения достаточно произвольны, зависят от взаимности:  доверия клиента и  профессионализма психолога, силы их намерения.

Также возможно сочетание звуковой компоненты с другими видами психологической работы. Например, телесно-ориентированная техника или арт-терапевтические приемы могут сопровождаться звуком чаш.

2.2. Практическая работа с клиентами.

В практической части проведены консультации 7 человек, 1 мужчина и 6 женщин. Возраст – от 28 до 66 лет.

Во всех случаях достигнуто позитивное изменение психофизиологического состояния.

В 3 случаях результатом звуковых сессий было снятие болевых ощущений и восстановления утраченной чувствительности. Эти эпизоды отнесены ближе к целительству.

В  4 случаях отмечено положительное изменение психологического состояния, пересмотр отношения к проблеме и готовность продолжать изменения в своей жизни.

О.В., 53 года, замужем. При встрече, не связанной с консультированием, поводом для начала клиентской работы отмечена частичная парализация кисти правой руки на фоне переживаний по поводу утраты матери. Физиотерапия длительностью ок.2 месяцев помогла восстановить подвижность кисти, однако не была восстановлена чувствительность. При знакомстве с несколькими чашами О. заинтересовалась одной из них, от звучания которой отметила «движение тепла по руке», которое усилилось, когда чаша оказалась в ее руках. Сеанс экспромтом  проходил прямо на ее рабочем месте. В перерыве между беседами с посетителями, короткими эпизодами удалось немного побеседовать о ее состоянии, ощущениях. На лице появилась улыбка, глаза заблестели, голос стал мягче, теплее. Внешние признаки во время этого импровизированного сеанса подтверждали субъективные высказывания об изменении состояния. Самостоятельное извлечение звуков из этой чаши усилили это ощущение тепла и чувствительности. После 4 5-минутных сеансов с интервалами 2-3 дня отмечено значительное повышение чувствительности, близкое к полному восстановлению.

И.А., 65 лет, вдова. Диагноз - болезнь Рикленгаузена (нейрофиброматоз, гиперпаратиреоз), классифицируется как неизлечимая, периодические операции по удалению опухолей из-за сильных болей. Перед очередной операцией удалось побеседовать с ее дочерью. Сама И.А. от встречи с психологом отказалась. Передал для нее  диск с записью чаш. Проинструктировал дочь, что для первого прослушивания правильно  создать тихую, спокойную обстановку, лучше оставить ее наедине с музыкой.  И.А. компакт-диск (нашего производства, кстати) согласилась послушать. После прослушивания диска дочерью отмечено снятие болевых ощущений. Последующих контактов не было. Проведена очередная операция.

М., 28 лет. Замужем, ребенку 3 года. Профессиональный психолог, целитель, «видящая». Состоялось 3 встречи с интервалом 2 недели между каждыми. Обратилась по поводу страхов заниматься целительством, боязнью навредить  из-за незнания медицинских аспектов организма. «Видит» внутренние органы, появился страх в последнее время, который вызывал нежелание, даже внутренний запрет заниматься целительством. В ходе 1-й встречи проведена беседа и телесно-ориентированная работа, дыхательные практики с целью гармонизации общего состояния, небольшая звуковая сессия с поющими чашами для расслабления и концентрации на целях психологической работы. В результате работы состояние субъективно оценено  самой М. как позитивное, появился интерес к применению неизвестных ранее методов работы с психикой.  Перед 2-й встречей самостоятельно провела регрессионную работу. Вышла на возраст рождения этого страха. Травмирующая ситуация была связана со смертью 3 близких родственников старшего возраста за короткий период времени и родившейся после этого агрессии, направленной на себя. В ходе 2-й встречи предложено позаниматься с десятком поющих чаш и выбрать две, одна из которых вызывает так или иначе ассоциации с этой агрессией, а другая – связана с  ярким, светлым эпизодом в возрасте после «запретного», выявленного при регрессии. Две чаши были отложены как «пустые», остальные оценены как нейтрально-позитивные. В ходе 20-минутной звуковой сессии состоялся перепросмотр с радикальным изменением отношения к событию смерти родственников, своей зависимости от этих родственников и приятием себя.  Субъективно отмечено М. и мной, что звучание всех чаш сильно преобразилось в процессе работы, стало сочным, звучным, красивым. «Пустые» ранее чаши образно превратились в символы Земли и Неба, «нейтральные» – в символ и ощущение потока питающей тело энергии. В процессе работы М. отмечала появление болевых ощущений вдоль спины, в области плеч, шеи. Тем же звуковым воздействием, продолжая звукоизвлечение, используя так называемый «звуковой массаж», они были интегрированы и перестали проявляться. Внешние изменения состояния также подтверждались наличием румянца на лице, свободной улыбки. Движения тела и рук стали более пластичными, мягкими. Клиент светился! Общее состояние было отмечено как радикально позитивное, что и ожидалось М.

По результатам двух встреч отмечено явная нейтрализация страхов, состояние оценено как позитивное, «ресурсное». Третья встреча прошла в беседе, с произвольным чередованием звуковых сессий, двигательной и дыхательной работы. Явных инсайтов не отмечено, страх целительской работы  не вспоминался. Возраст, связанный с психотравмирующей ситуацией, при регрессии не вызывал каких-либо реакций.

О., 29 лет, замужем, детей нет. В начале встречи прозвучало желание развестись с мужем по неясным причинам. В ходе дальнейшей беседы было сказано, что мужа любит, выявлено, что желание развестись связано с обидами и взаимным непониманием. Предложено познакомиться с десятком чаш и выбрать две, одна из которых соответствует эмоциям, провоцирующим развод, а другая вызывает светлое, радостное состояние, возможно, связанное с конкретным событием. После получасовой сессии по схеме описанной выше, чаша, вначале отвергнутая, как «пугающая», стала очень приятна, продолжен «звуковой массаж» с ее использованием. Клиентка легла на коврик,  «эта» чаша был установлена на центр грудной клетки и продолжена звуковая сессия уже в состоянии медитации без конкретной темы. После окончания очередного получаса медитация была окончена, клиенткой эмоциональное состояние было оценено как светлое, радостное. Описаны ощущения тепла и даже жара в середине груди, приятных волн, растекающихся по всему телу, расслабление мимики. О. – человек творческий, отметила одухотворенность и прилив вдохновения. Любопытно, что в самом конце встречи пришло СМС от мужа из-за границы, чего не случалось никогда за все время замужества. Внешние признаки улучшения настроения, румянец на лице, блеск глаз говорили о положительном эффекте встречи.

Н., (Израиль) 36 лет, разведена, 2 дочери. Знакомство состоялось через интернет. Депрессивное состояние по поводу зависимости от близких отношений с мужчинами. Сниженная самооценка, связанная с недавним разрывом с близким человеком. Предложена работа через интернет. Переписка-чат на фоне синхронного прослушивания фонограммы с записью чаш длилась 3 дня по 40 минут - 1 часу через Skype. В результате выровнен эмоциональный фон, клиентка сделала давно откладываемый ремонт в квартире, проявился старый друг по переписке, и даже приехал в гости. Перед моим отъездом в горы в качестве задания была поручена работа с формулой приятия и применение ее в течение этого срока, небольшие комплексы гимнастики по утрам и вечерам.  После моего возвращения с гор был произведен анализ состояния и ожиданий. Выяснилось, что самостоятельная работа не велась, практики были прекращены, эмоциональный подъем пошел на спад. Клиентка от дальнейшей работы не отказалась, но  и не проявляла активность по ее продолжению.

Д., 31 год, женат, ребенку 1,5 года. Обратился по поводу повышенной агрессивности по отношению к жене и растущей агрессии к окружающим. Предложена работа с чашами по схеме «интеграции мнимого антагонизма 2 чаш», в финале – завершающий 3-минутный сет с гонгом. В конце сеанса отмечено ровное спокойное состояние. В качестве ежедневной работы было предложено выбрать регулярное физическое действие, простое и действенное.  Остановились на отжиманиях. В процессе общения посредством электронной переписки общефизическое состояние удалось укрепить (тест в начале работы – 20 отжиманий, психологический барьер на каждом следующем десятке. Через 2 месяца – 42 отжимания в режиме тестирования). Это сопровождалось стабилизаций эмоционального состояния, на агрессию жены и коллег реагирует более осознанно и конструктивно. Поддерживающие мини-сессии посредством электронной переписки в интернете и телефонные беседы продолжаются.

В.П., 66 лет, пенсионер, женат. Во время нахождения на даче воспалилось и перестало слышать одно ухо, слуховой проход почти полностью был перекрыт отеком. Врачебная помощь была недоступна. Предложен и проведен 10-минутный сеанс с поющими чашами. Клиент был усажен (полулежа) на диван, рядом с ухом установлены 8 чаш разного размера и  звучания. Через 2 часа после сеанса из слухового прохода обильно вышел гной, после минимальной дезинфекции и очистки канала отечность полностью спала, слуховой канал пришел в норму, слух восстановлен полностью.

2.3 Заключение по результатам клиентской работы.

Описанная в разделе практика работы с клиентами иллюстрирует наличие возможности использования тибетских поющих чаш в работе психолога-консультанта с триединым панцирем Ума-Эмоций-Тела клиентов, как в совокупности, так и отдельно с каждой составляющей. Применение поющих чаш эффективно в следующих направлениях:

- релаксация,

- медитация, достижение измененных состояний сознания (ИСС),

- коррекция физических расстройств, целительство,

-стабилизация и гармонизация нервных расстройств, депрессивных состояний.

- работы с зависимостями.

- ослабление и устранение последствий программируемых состояний психики.

- профилактика и лечение возрастных изменений слуха.

При этом следует отметить следующее.

Целительство, использует свойство звука чаш проникать непосредственно в клеточную структуру, минуя слуховые анализаторы головного мозга, воздействовать на телесно-мышечные структуры, называемые блоками, зажимами и панцирями

Не является прямым следствием проведенной практической работы, однако может быть подтверждена (при наличии достаточной аудитории)  методика  работы с зависимостями.

А.Носов в своих публикациях по виртуалистике (авторское название виртуальной психологии, современного направления отечественной психологии) в работе с зависимостями предлагает заполнять пустоту, освободившуюся после разрушения старых нейронных структур, отвечающих за стереотипы и паттерны, новыми, позитивными вибрациями и ощущением гармоничного состояния [21]

Состояния клиентов в ходе и по окончании сеансов работы с поющими чашами вполне соответствуют этим критериям.

Приведенные выше направления работы позволяют говорить о комплексном подходе к триединому панцирю Тела-Эмоций-Ума, когда воздействие на тело осуществляется на клеточном уровне, в том числе - вне ума; на мозг – на уровне нейронных цепочек, ассоциативных конструкций; на эмоции – как изолированно от первых двух, так и вкупе с ними.

В дальнейшей консультационной практике мной ожидается расширение этого списка, открытие новых сфер применения.

Особняком стоит также непроверенный, но ожидаемый эффект,

- ослабление и снятие последствий программируемых состояний психики.

Предпосылки этого следующие

В 2009г.  В России проводился эксперимент по подтверждению навязывания ритма (захвату влияния) на головной мозг человека (ГМЧ). Анализ воздействия сверхмалых электромагнитных полей (СЭМП) на мозговую активность производился методом спектрального анализа ритмической активности ГМЧ с помощью магнитоэлектроэнцефалографа индукционного МЭГИ-01 на полосе частот 0,13 – 27 Гц. Группа испытуемых  - 10 добровольцев. Катушка индуктивности – тор диаметром 80 мм, размещенный над головой человека на высоте 20 мм. Величина электромагнитного импульса (ЭМИ) – 1 мТл. Задавая частоту, воздействовали 5 минут, через 10 мин снимали магнитоэнцефалограмму (МЭГ). Снижали ЭМП вплоть до 0,01 мТл.  На резонансных частотах навязывание ритма сохранялось, на межрезонансных такое навязывание отсутствовало. Значение в 0,01 мТл соответствует пульсации Земли и  нейронных популяций самого мозга [14].

Мной сделано предположение о возможности применения сеансов воздействия обертонового звучания для снятия так называемых «мягких» и «жестких» зомбирующих воздействий. Требуется экспериментальная проверка и практическое подтверждение.

В 2000-е годы растет объем информации  вокруг аудиальных зависимостей. Федеральная служба по наркоконтролю (ФСНК) признает существование звуковых наркотиков, но не имеет правовых оснований для борьбы с этим явлением, заявил в ноябре 2009 года глава ведомства Виктор Иванов. «Закон не дает нам правовых оснований бороться с этим явлением. К слову говоря, и рецепты борьбы с этим еще не выработаны», - сказал Иванов.
Он пояснил, что аудионаркотики воздействуют на слуховые рецепторы, и у человека возникает чувство неадекватного восприятия.

«Есть звуковые частоты, которые подавляют психику человека - это частота примерно 13 Гц - частота колебаний внутренних органов. Поэтому если сильный инфразвуковой генератор начинает работать с частотой 13 Гц, возникает резонанс», - сказал В.Иванов. По его словам, человек не слышит такую частоту, но она вызывает «крайнее психическое подавление человека». «На этом основаны отдельные виды инфразвукового оружия, которые используются при специальных операциях», - заметил глава ведомства.
Отвечая на вопрос о возможности возникновения зависимости от «звуковых наркотиков», Иванов признал, что пока медики на это не дали ответа. «Но, видимо, (зависимость) возникает», - предположил он. 

Я предположил, что обертоновое звучание и тут способно стабилизировать состояние, и даже избавить от зависимости. Однако эти выводы требуют дальнейшего изучения и практического подтверждения.

Заключение

Представленная работа, с одной стороны, не открывает ничего нового в знании человека о звуке.

С другой стороны, сформулирована консультационно-терапевтическая методика интеграции полярных состояний, как одна из форм работы с приятием, действенность которой получила подтверждение на клиентской практике.  Можно считать этот факт еще одним шагом к возрождению древних знаний и методов работы с человеческим сознанием, психикой, телом.

Интерес к тибетским чашам в современном обществе растет, их доступность - тоже. Знать и иметь под рукой поющие чаши – не всегда означает уметь их применять на благо, свое и близких.

Современные исследования в области акустики, психоакустики своими результатами иллюстрируют древние знания и обогащают их,  лишь подтверждая единство всего «видимого и невидимого», расширяют сферу объяснимого для логического ума и дают возможность приблизиться к Сознанию Божественному.

В какой же раздел психотерапии можно отнести применение описанной методики?

Примеры облегчения функциональных расстройств  говорят о телесной направленности. Значит, телесно-ориентированная? Да, но не только.

Примеры эмоционального расслабления, снятия стрессовых ситуаций под воздействием звука позволяет судить о близости к музыкальной терапии, как  направлению арт-терапии. Да, но не только.

Близость к звукотерапии может быть определена как безусловная. Нерегулярность, мнимая «негармоничность» звукового спектра поющей чаши используется спонтанно, без видимой системности. В этом есть свой плюс, так как терапевту, психологу важно избегать эффекта привыкания к мелодиям, последовательностям, которые, в свою очередь, формируют новые стереотипы и паттерны.

Если сравнивать со спонтанным танцем, спонтанным рисунком, методом свободной словесной ассоциации,  сессия с чашами содержит такой же элемент неопределенности. Чаши очень богаты по звучанию, и какой звук они рождают в каждый момент времени, зависит и от состояния консультанта, и от состояния клиента, и от их взаимного настроя.  В спонтанности извлечения звуков клиентом или консультантом можно обнаружить предпосылки использования в психоаналитическом направлении, однако для применения анализа мала повторяемость созвучий, их длительность и звуковая гамма.

Итак, налицо комплексное средство, помогающее психологу, психотерапевту установить контакт с клиентом, гармонизировать его психоэмоциональное состояние, выйти самому и вывести клиента на новые уровни сознания, достичь ощущения цельности.

Значит ли это, что предложенный метод является открытием панацеи в психологической работе?

Нет, конечно!

Вполне резонно допустить ситуацию, когда клиент заявит о нежелании экспериментировать со звуком вообще или негативном опыте с этими чашами, в частности. Звуковое воздействие и его эффективность зависит от  дисциплины клиента, нацеленности на результат психологической работы.

Таким же образом клиент может быть «не настроен» работать  телесно-ориентированными, изобразительными или аналитическими методами.

При использовании любой психологической и психотерапевтической методики важен настрой психолога и его клиента на достижение цели их совместной работы.

Задачу работы, в свете изложенного выше, считаю выполненной. Результатом всех клиентских сессий была нормализация общего психофизического состояния. В ряде случаев достигнуто снятие болевых ощущений. 

Цель работы достигнута. Природой звукового воздействия более глубоко занимаются в лабораторных условиях с применением  специализированного акустического и диагностического оборудования уже много лет довольно крупные исследовательские организации. Но и представленный материал, как теоретический, так и практический подтверждает  применимость воздействия обертонового звучания в практике психологического консультирования.

У метода, освещенного в представленной дипломной работе (точнее - его возрождения из исторического наследия человечества и творческого дополнения) большое будущее.

Подбирая на основе подобных исследований акустическую среду для человека, можно компенсировать техногенное воздействие на организм, гармонизировать среду его обитания, общения, реализации. В качестве примера, в  Приложении 5 указан интересный набор инструментов, которые в разное время суток, по мнению Рушеля Блаво [1] , способны благотворно влиять на различные органы и системы человека.

Вот что пишет о колоколах, известном источнике обертонового звучания, Ф.Я. Шипунов, академик Института биосферы РАН:

«В пределах биосферы существует созданная Творцом звукосфера, которую человек с некоторых пор преобразовал в шумосферу, хаос. Звук целителен для всякой живой клетки, а шум ее разрушает.  Там, где   есть КОЛОКОЛ, ощущается симфония Природы, и жизнь  поддерживается на максимальном уровне..»

Звук прост и загадочен одновременно, как тайна и смысл жизни человеческой. Так же просто и эффективно он способен помочь сонастроить человека с Творцом, открыть пути к расширению сознания.

В Йоге Звука, мастера которой практикуют и обучают в Индии, Непале, Тибете, Японии, равное внимание уделяется Слушателю, Исполнителю, Инструменту и Намерению, которое сводит их вместе в таинственном акте общения с вибрациями Вселенной.

Тайна рождения тибетских поющих чаш вряд ли будет раскрыта в этом столетии, но это не мешает им, как самостоятельно, так и в руках Мастера, помогать людям на пути к Себе, своему Высшему «Я», к своему Истоку.


 Список литературы

  1. Блаво Р.  Музыка здоровья.. СПб.:ДИЛЯ, 2002г.
  2. Вартанян И.А. Звук-Слух-Мозг. – Л.: «НАУКА»; 1981г.
  3. Величковский Б.М.,Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия / МГУ.- М., 1973.- 133с.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.- 572с.
  5. Гнездилов А.В.   Психология и психотерапия потерь. М., «Речь», 2004г., 168 стр.
  6. Голдман Дж., Целительные звуки, пер. с англ., М., СОФИЯ, 2003г, 224с.
  7. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы.- М., 1980.- 181с.
  8. Джоудри П. Звуковая терапия для плейера, пер. с англ., М. Радуга, 1999г.
  9. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М., 1968.
  10. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.- 252с.
  11. Костюк А.Г. Восприятие мелодии: Мелод. параметры процесса восприятия музыки. - Киев: Наук. Думка, 1986.- 189с.
  12. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства.- М.: Институт психологии, 1999.- 234 с.
  13. Кэмпбелл Дон Дж. Эффект Моцарта: древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума.- Минск: Поппури, 1999.- 319с.
  14. Лебедев Ю.А., Шабанов Г.А., (НИЦ «Арктика» ДВО РАН, ДВГУ, Владивосток – Магадан) - «Исследование влияния слабых ЭМП на ритмические компоненты электрической активности мозга» В журнале «Информатика и системы управления 2(24) – 2010» ISSN 1814-2400 (материалы 4 научной конференции «Системный анализ в медицине»)
  15. Леви В. Вопросы психобиологии музыки , Советская музыка.- 1966.- №8.
  16. Леонтьев А. А. Психологический подход к анализу искусства , Эмоциональное воздействие массовых коммуникаций. М., 1978. C. 26—57.
  17. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова - "Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании". - М.: Academia. - 2001 - с.7-18.
  18. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М.: Музыка, 1976.- 254с
  19. Морозов В.П.  -  «Искусство резонансного пения»,  Издат. отдел Института психологии РАН; 2002г.
  20. Назайкинский Е.В., Рагс Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоний звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании.- М.: Музыка, 1964.- С.3-17.
  21. Носов Н. Виртуальная психология. – М.,:«Аграф», 2000.
  22. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Для студентов сред. и высш. муз. учеб. заведений.- М.: Владос, 1997.- 383с.
  23. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.- М.: Композитор, 1997.- 162с.
  24. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.- 303с.
  25. Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека.- Л.: ЛГУ, 1970.- 128с.
  26. Сиушкина С. – О воздействии музыки на человека, М., Материалы XVIII Зигелевских Чтений, 1999г.
  27. Сеченов  И.М. Рефлексы головного мозга, М. Изд. АН СССР, 1961г
  28. Тэйлор Р. Шум.  Пер. с англ. Д. И. Арнольда. Под ред. М. А. Исаковича. М., «Мир», 1978. 308 с.
  29. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.
  30. Эрик Берн  - Трансакционный анализ и психотерапия,  Перевод с англ.        СПб., Братство,  1992.  224 с.
  31. Физический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1984г.
  32. Фролов Е.П., Звукотерапия М., Вузовская книга, 2004г. 620с.
  33. Хойзер А. Поющие чаши. Упражнения для личной гармонии М., Диля, 2005г., 90с.
  34. Чиа М., Шесть целительных звуков. (электронный вариант)
  35. Шипунов Ф. Истина великой России. М. 1992г. 352с
  36. Энциклопедия традиционной народной медицины,  М., АСТ: "Сопричастность" 2002 г.
  37. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс: 1991г.
  1. Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости. М. :  Академический проект , 2009г., 352 с.
  2.  Ямвлих,  "Жизнь Пифагора"
  3.  Яновский М.И. О психологических механизмах катарсиса: Воздействие искусства на человека  Мир психологии.- 2000.- №3.- С.142-146.


Приложение 1

Волны Шумана для 1,2 и 3 гармоник


Приложение 2


Приложение 3

Нозологическая таблица резонансных частот

некоторых органов человека

(В.Леви [15])

Частота, Гц

Нозология
0,04 лейкоцитстимулирующий
0,1 аутоиммунные заболевания
0,2 детоксикация почек
0,3-3,0 тета-ритм головного мозга, начальная фаза сна, глубокая медитация
0,4 стимуляция лимфотока, кровотока, детоксикация печени
0,7 дерматит, экзема
0,7-4,0 воздействие на лимфо- и гемодинамику
0,9 астма, токсические и инфекционные поражения печени (гепатит, цирроз)
1,0-10 стимуляция сенсорных и моторных рецепторов
1,2 аутоиммунные заболевания, тахикардия, слабость в коленных суставах
1,2 симпатикотонический, (адренергический), противовоспалительный, антиаритмический, регуляция ликвородинамики, лимфостимуляция, вазогенный
1,33 регуляция иммунной и барьерной функции кожи
1,6 артриты, артрозы
1,65 ваготонический
1,7 акнэ, абсцесс, гипотония, дерматит, парадонтоз, симпатикотоническое действие, фурункулез, экзема
1,75 адренергический, антигистаминный, противоаллергический
2,2 психостимулирующий
2,5 бессоница, вегетативные нарушения, гиперменоррея, головная боль, связанная с заболеваниями придаточных пазух носа, контузии, травмы, парадонтоз, синусит, экземы
2,6 вирильный синдром, геморрой, головные боли при заболеваниях печени, кишечная головная боль, дерматит, импотенция
2,8 нефрит, нефролитиаз, почечная колика, нефросклероз, уремия
2,9 насморк (синусит)
3,0-7,0 дельта-ритм головного мозга, транс, глубокий гипноз, повышение регенерационных способностей организма
3,3 антисклеротический, гипотензивный, гипергликемизирующий
3,5 желчнокаменная болезнь, меланхолия, нефролитиаз, почечная колика, страх, слабость в коленных суставах, меноалгии
3,5 дофаминергический
3,6 воспаление, плаксивость, раздражительность
3,7 антиспастический
3,8 аллергия, геморрой,спазмы различного генеза
3,9 обезболивающий, седативный, антифобический; невралгии, расстройства сна (фазы засыпания)
4,0 адипозогенитальная дистрофия (ожирение), астма, вирильный синдром, геморрой, гиперменоррея, эндокринная головная боль, головокружения, гипофизарные нарушения, импотенция, климакс, меноррагии, панкреатогенные нарушения
4,6 нарушения функции паращитовидной железы (воздействие на баланс кальция)
4,9 вирильный синдром, менингеальная головная боль, климакс, меноррагии, ожирение, ригидность затылочных мышц, фурункулез, меноалгии
5,5 сосудистая головная боль
5,8 отогенная головная боль, депрессии
6,0 парасимпатикотонический, гипотензивный, противосудорожный
6,0 -10,0 повышение работоспособности
6,3 головные боли, обусловленные церебральными ангиоспазмами, неврозы, раздражительность, сотрясение головного мозга
6,8 миалгии, судороги мышц
7,0-14 альфа-ритм головного мозга, интелектуальная активность, медитация (у детей данный ритм доминирует)
7,0 стимуляция серотонина
7,5 невралгия тройничного нерва
7,7 паралич спастический
8,0 спазмолитический, регуляция синтеза ДНК
8,0-10,0 наибольшая стимуляция эндорфиновых антиноцицептивных структур, регуляция транспорта катионов, анионов и биологически активных веществ в межклеточной жидкости
8,1 мочегонное действие (диуретическое, баланс калия и натрия), нефролитиаз, почечная колика, нефрит, цистит, пиелоцистит
8,6 переломы, язва двенадцатиперстной кишки
9,2 гипертония, отогенная головная боль, нефрогенная головная боль, подагра, диастолическая гипертензия, дерматит, паралич спастический, нефросклероз, уремия, фурункулез, экзема, сахарный диабет
9,3 паралич вялый
9,45 ангина фолликулярная, астма, тонзиллогенные головные боли, нарушения функции надпочечников, спастическая гипертония
9,6 вертеброгенный, диуретический, иммунодепрессивный, противоаллергический, антисеротонинэргический, артрогенный (выведение токсинов), антидепрессивный, седативный, антиревматический
9,7 артриты, артрозы, ишиас, подагра, нефросклероз, уремия, ревматизм; анальгетический, тонзилогенный, обмен фосфора и кальция
9,8 регуляция гепато-билиарной системы
10,0 высвобождение калия, противоязвенный, противоотечный
14-30 бета-ритм головного мозга- мыслительная активность, концентрация, логические выводы, интелектуальная активность, инстинкт самосохранения ("бегство-борьба"), страх, психосенсорные реакции
20-30 стимуляция нейро-мышечной передачи при парезах
25-100 стимуляция парасимпатической нервной системы, вазодилятация
72 обмен кальция
100 торможение симпатической нервной системы
80, 240 анальгезия


Приложение 4

Таблица соответствия музыкальных нот частотам

Частоты в герцах (интервал от средней До в полутонах)
Октава →
Нота ↓
Суб-контр Контр Большая Малая 1 2 3 4 5 6
C 16.352 (−48) 32.703 (−36) 65.406 (−24) 130.81 (−12) 261.63 (0) 523.25 (+12) 1046.5 (+24) 2093.0 (+36) 4186.0 (+48) 8372.0 (+60)
C# / D 17.324 (−47) 34.648 (−35) 69.296 (−23) 138.59 (−11) 277.18 (+1) 554.37 (+13) 1108.7 (+25) 2217.5 (+37) 4434.9 (+49) 8869.8 (+61)
D 18.354 (−46) 36.708 (−34) 73.416 (−22) 146.83 (−10) 293.66 (+2) 587.33 (+14) 1174.7 (+26) 2349.3 (+38) 4698.6 (+50) 9397.3 (+62)
D# / E 19.445 (−45) 38.891 (−33) 77.782 (−21) 155.56 (−9) 311.13 (+3) 622.25 (+15) 1244.5 (+27) 2489.0 (+39) 4978.0 (+51) 9956.1 (+63)
E 20.602 (−44) 41.203 (−32) 82.407 (−20) 164.81 (−8) 329.63 (+4) 659.26 (+16) 1318.5 (+28) 2637.0 (+40) 5274.0 (+52) 10548 (+64)
F 21.827 (−43) 43.654 (−31) 87.307 (−19) 174.61 (−7) 349.23 (+5) 698.46 (+17) 1396.9 (+29) 2793.8 (+41) 5587.7 (+53) 11175 (+65)
F# / G 23.125 (−42) 46.249 (−30) 92.499 (−18) 185.00 (−6) 369.99 (+6) 739.99 (+18) 1480.0 (+30) 2960.0 (+42) 5919.9 (+54) 11840 (+66)
G 24.500 (−41) 48.999 (−29) 97.999 (−17) 196.00 (−5) 392.00 (+7) 783.99 (+19) 1568.0 (+31) 3136.0 (+43) 6271.9 (+55) 12544 (+67)
G# / A 25.957 (−40) 51.913 (−28) 103.83 (−16) 207.65 (−4) 415.30 (+8) 830.61 (+20) 1661.2 (+32) 3322.4 (+44) 6644.9 (+56) 13290 (+68)
A 27.500 (−39) 55.000 (−27) 110.00 (−15) 220.00 (−3) 440.00 (+9) 880.00 (+21) 1760.0 (+33) 3520.0 (+45) 7040.0 (+57) 14080 (+69)
A# / H 29.135 (−38) 58.270 (−26) 116.54 (−14) 233.08 (−2) 466.16 (+10) 932.33 (+22) 1864.7 (+34) 3729.3 (+46) 7458.6 (+58) 14917 (+70)
H 30.868 (−37) 61.735 (−25) 123.47 (−13) 246.94 (−1) 493.88 (+11) 987.77 (+23) 1975.5 (+35) 3951.1 (+47) 7902.1 (+59) 15804 (+71)
Примечание: Иногда нота Си-бемоль обозначается как «B» вместо «H».

Приложение 5

Влияние звучания музыкальных инструментов на внутренние органы [1]

Музыкальные инструменты Внутренние органы Оптимальное время воздействия
Гитара Сердце 11-13 ч. дня
Арфа Легкие 3ч. ночи-5 ч. утра
Флейта Печень 1-3 ч. ночи
Гобой Желчный пузырь 23 ч вечера-1 ч. ночи
Труба Поджелудочная железа 9-11 ч. утра
Клавишные инструменты Желудок 7-9 ч. утра
Скрипка Тонкий кишечник 13-15 ч. дня
Губная гармонь Толстый кишечник 5-7 ч. утра
Саксофон Почки 17-19 ч. вечера
Барабан Позвоночник 15-17 ч. дня

Viktor Oguy

Создайте свою визитку ’ибетские поющие чаши Tibetan Singing Bowls

Продвигайте также свою страницу