Skype: DoktorNN
e-mail: DoktorNN@mail.ru

Яндекс.Метрика
Поющие чаши. Часть 1. Первый шаг.
 
Итак, приступим. Чувствую необходимость облечь пережитое в слова - они не всегда нужны, часто молчание для меня - лучший отклик на события, но эта тема нуждается в осмыслении через описание. 
Мое знакомство с поющими чашами случилось в 2014 году во время путешествия в Непал и Тибет. Мастер и знаток чаш - Виктор Огуй - провел семинар, рассказав азы работы с чашами, мы практиковали в обшарпанных комнатах тибетских гестхаусов с потрясающими видами на священные горы и озера, в монастырях и пещерах. Тогда мне и голову не приходили вопросы о происхождении или принадлежности чаш, они были аксиомой и просто чудом, случившимся вдруг и надолго.
И дальше - как снежный ком. Мы с Виктором за пару лет объездили пол мира с семинарами и медитациями, работая с чашами разных размеров, тональности и частоты. И я видела, что мексиканцы, американцы, французы, испанцы, эстонцы, украинцы, англичане, русские - все одинаково глубоко воспринимают чаши. Эти магические, неописуемые звуки на всех людей влияют сильно и тотально. Кто-то плачет, кто-то возвращается в себя, кто-то путешествует в цветных мирах - через звук опыт погружения в тонкие материи происходит с каждым на том уровне, который возможен в данный момент. 
Как это происходит? 
Все ищут в жизни ответы на сокровенные вопросы, все хотят приблизиться к богу или обнаружить его в себе, все хотят быть счастливыми. Поющие чаши, звуча абсолютно волшебно, просто помогают это сделать: найти ответ в своем внутреннем мире, войти в медитативное нирваническое состояние, расслабиться, отпустить зажимы, воспарить.
Мы - не - есть - только тело. Мы состоим еще из Духа и Волшебства, в нас в каждом - искра Высшего сознания, и все, что способно нам напомнить об этом - асаны йоги, пение мантр, практика мауны, звуки гонгов, чаш - все это стоит попробовать, чтобы найти в себе себя. Поющие чаши - лишь один из инструментов самопознания, но инструмент совершенно замечательный, сильный инструмент.
Вообще, ЧАША - всемирный архетип, символ и явление, присущее любой культуре. ПОЮЩАЯ ЧАША - архетип алхимический, иначе, как объяснить, что из семи-метальной плюшки раскованной сначала в просто металлический горшок, рождается ЧАША, которая потом начинает петь голосами и обертонами тонких миров? Алхимия. 
Магия чаш распространяется на практикующих всех уровней, она захватывает и накрывает с головой и всем остальным. Звук распадается многомерностью, многослойностью, полутонами, то зычно гудя низкими частотами, то высоко выкрикивая тонкие ноты, а мощные вибрации волной выносят к другим берегам наших внутренних океанов. 
И вот, мы снова в Непале, выясняем происхождение термина "Тибетские поющие чаши", снимаем кино, учимся сразу у трех Мастеров, тусим на фабрике, закупаем чаши для новых практик, полны открытий и новых техник, вдохновения и желания делиться тем, что узнали. Присоединяйтесь!
 
Поющие чаши. Часть 2. Откуда и куда?
 
Тибетские, гималайские, поющие.
Это все про ЧАШИ. Те самые, которые поют и вибрируют. 
Из моего опыта взаимодействия с разными Мастерами поющих чаш, могу сказать одно: истина где-то рядом. Есть реальные факты истории, подкрепленные артефактами в мировых музеях, о том, что чаши изготавливались и использовались тысячелетиями, есть красивые легенды о чашах и их составе, и сам товарищ Будда, держащий чашу в руках на всех тханках, говорит нам о ее сакральности, есть современный взгляд на близкие события 70-х годов, когда хиппи открыли Непал и привезли сувениры-чаши в Европу... Это все лоскутки одеяла, покрывающие стопочку поющих чаш, с любовью подобранных по нотам и чакрам в таинственной последовательности. 
Мастера Непала и фабрики, тоннами экспортирующие волшебные инструменты и в Тамель, и в Китай, и далее - всюду, сегодня держат марку-легенду о том, что поющие чаши придумали, изготовили и, сохраняя традицию, несут в мир - неварцы, коренной народ долины Катманду. Что издревле они ковали, ели и лечились чашами, и что название "тибетские чаши" не корректно. Другой взгляд и легенды идут тонкой тропкой каравана из Тибета, где чаши были мерой гималайской соли и применялись также для шаманских ритуалов, и все-таки, они "тибетские". Прозорливый немец, двадцать лет живущий в Катманду и держащий магазин с антикварными чашами, рассказывает о том, что все чаши пришли из Индии, а поющими стали лет 30-40 назад, когда волна Нью-Эйджа и нео-эзотерики захлестнула Запад. Именно тогда, привезенные из Индии в Тибет чаши снова вернулись в Непал после китайской революции, и стали называться "тибетскими". Сегодня это наиболее распространенное название этих инструментов для медитаций и массажа.
Есть такое понятие "устоявшееся определение". Так вот, на мой взгляд, "тибетские поющие чаши" - определение вполне устоявшееся, привычное уху среднестатистического эзотерика, даже если в своем истинном далеком корне не совсем правильное. Тем более, что само понятие "Тибет" полно магии. Это мифическое королевство, которого нет на современных картах, продолжает жить в моих картинах, в буддийском ореоле культа Далай-Ламы, и в "тибетских" поющих чашах.
 
Поющие чаши. Часть 3. Тайна.
 
Тот, кто пробовал на себе воздействие космических звуков поющих чаш, несомненно, остался с персональным впечатлением соприкосновения с чудом. И пусть скептики хотят каких-то рациональных объяснений как это работает, йоги всех стран балдеют в шавасане под обертоны, русский бородатый путешественник колесит по миру в поисках знаний о чашах, люди из Европы снимают о них фильмы, развенчивая одни легенды и создавая другие. Выходят книги, интерес к поющим чашам возрастает как в кругу целителей и практикующих, так и в широких массах ищущих людей. 
Сегодня по миру проводятся исследования влияния звука и вибраций на человека во вполне приличных научных заведениях, ведь люди хотят видеть доказательства чуда, они хотят замерить волшебство линейками, килограммами, частотами. И вот в научном арсенале уже есть картинки с мандальными структурами капли воды в состоянии вибраций, положительные показатели здоровья после сеансов с чашами, примеры спонтанного исцеления и другие истории. 
Однако тайна поющих чаш так и остается тайной - и в происхождении, и в принципе воздействия. 
Но чаще ЧАШИ срабатывают тогда, когда воедино соединяется Мастер, Инструмент и Намерение. И здесь присутствует аспект необъяснимости, спонтанного чуда, чистого потока, любви. 
Когда начинаешь взаимодействовать с чашами, они с каждым шагом все ближе подпускают к своим секретам и полутонам, пропевая свои песни и шире, и глубже, и мощнее. ЧАШИ - это звуки Вселенной, всего космоса и всех планет. ЧАШИ - это голос Тишины внутри и снаружи, вибрации высшего Я, музыка тонких миров и тонких тел - для тебя и меня, для каждого, кто ищет точку волшебства, и того, кто способен услышать.
 
Поющие чаши. Часть 4. Фабрика.
 
Катманду. Туристический центр - Тамель, где путешественники со всего мира ночуют перед очередным Гималайским треккингом, закупают цветные штаны и сувениры. Что же они везут? Фигурки богов, четки, мягкие пледы, резные шкатулки, поддельную бирюзу, поющие чаши. Магазины пестрят чашами, продающихся на развес, будто картошка. За килограмм чаш тут просят 6 тысяч рупий, там - две с половиной. Здесь есть идеально ровные штампованные чашечки, покрутив деревянной палочкой по которым, издастся звук, полный тонкой протяжности, есть большие потертые чаши с низким гулким омом, пробирающим до нижней чакры. Продавцы-непальцы скажут, что это антиквариат и заломят космическую сумму на вопрос: хау мач? Знающий глаз и чуткое ухо распознают на полках приличную обертонную кованую чашу, будут торговаться и получат в подарок каучуковый стик. Но истинные ищущие, раздобудут имена-пароли-явки самих изготовителей и отправятся на фабрику, где чаши изготавливают, отсмотрят все процессы и раз и навсегда поймут, что же такое хорошие поющие чаши и правда ли, что при их изготовлении применяется метеоритное железо.
Так случилось и с нами: очередной приезд в Непал ознаменовался посещением фабрики, где месят, куют, шлифуют и лепят чаши. 
У фабрики нет пестрых вывесок, ярких ворот, туда не попасть прохожему или заезжему туристу. Фабрика - сакральное место, здесь творятся чудеса - чаши, а значит, если тебя допустили посмотреть, значит, явно карма хорошая. Мы заходим в ворота, далее - в небольшое помещение, где несколько печей пышут адовым огнем. Видим колодец, где создается семи-метальный сплав, углубления с водой, молотки, заготовки. В помещении жарко, непальцы сидят у печей и как ни в чем ни бывало, не обращая внимания на нас, продолжают ковать: одной рукой держат большими щипцами заготовку-чашу, другой - молоток. Молоток огромный и невероятно тяжелый, но у них получается довольно ловко орудовать им, придавая куску железа форму чаши, то нагревая, то охлаждая его. Стук молотков, жар и шипение - работа кипит, надо ковать много и хорошо, ведь зарплату платят за выкованные килограммы. В комнате по соседству шумит шлифовальный станок - чаши шлифуют до золотистой гладкости, чем-то натирают, чаша обретает более-менее внятный вид, рождение ее голоса, обертонов происходит шаг за шагом. И вот стадия, самая последняя, самая секретная - стадия под названием дизайн - тот момент, когда она начинает петь - происходит где-то вдалеке от посторонних глаз. 
Нам показывают навес, который убирается, если чаша куется в полнолуние под прямым светом Луны. Такие чаши называют Full Moon.
"Как? Как получается эта магия?" - спрашиваю я. Мастер улыбается. Говорит, что никакой магии, просто древняя технология, но тут же объясняет, что в фул-мун чашах закована энергия Луны. Алхимическая лаборатория, по-другому не скажешь. 
"Правда ли, что вы используете метеоритное железо?" Мастер улыбается еще сильнее. Качает головой, что означает то ли да, то ли нет.
Мы уходим с чувством радости и ожидания новых чудес. Договариваемся прийти в очередное полнолуние и вковать в новую чашу метеорит.
 
✨Поющие чаши. ✨Часть 5. ✨Мастера.✨
Три сертификата от трех разных непальских Мастеров получены, и почему бы не рассказать о каждом?
Итак.
Судип. Судип - коренастый непалец с отметкой барабана Шивы на ладони встречает нас в Голден Темпле - большом шиваито-буддийском храме в Патане. Здесь у него магазин с чашами, который много лет держит его семья. На входе выгоревшая за годы под непальским солнцем вывеска с названием "singing bowls" на разных языках. "Поющие вазы" - читаем мы на русском и заходим внутрь. Разные чаши, штампованные и кованые, немного пыльно, как впрочем всюду в Катманду. Судип показывает огромную чашу, куда можно встать ногами, бьет по ней, и мощная волна вибраций проходит мгновенно и насквозь, до самой сахасрары. Судип кратко показывает, что делать с чашами, легко, но умеренно торгуется. У него в загажнике всегда есть парочка крутых чаш с прошедшего полнолуния или антикварный гонг из монастыря.
Мы идем на фабрику. Проходим простые жилые кварталы, утомленные солнцем, спящих собак на обочинах, велосипеды, пагоды. На фабрике Судип рассказывает все этапы создания чаши. У нас много вопросов, мы хотим все сфотографировать, унести неподъемную сокровищницу знаний и тайн, рассекретить все секреты. Судип сдержан. "Вот так расковывается чаша. Вот здесь ее охлаждают. Да, у печки жарко. 600 градусов. Здесь шлифуют. Здесь убирают навес в полнолуние, чтобы выковать чаши Фул Мун."
А потом, Судип? "А потом - дизайн. Это секретная стадия".
Потом Судип показывает свои техники. В них нет строгой методологии или четких правил. Это скорее идеи, примерные схемы для работы с чашами. Но наш зоркий глаз примечает на будущее множество приемов - контактных и бесконтактных, мотает на ус главный принцип, получая сертификат с золотой печатью. Напоследок покупаем у Судипа отличную чашу Полной Луны. Даже две.
 
Шри. Шри - сухопарый воздушный Мастер чаш, рассказывает о своем деде - тибетском шамане, который перевозил соль и бирюзу из Тибета в Непал, и приобщил его к чашам. Шри очень мил и предусмотрителен - выдает жаждущим чашных знаний тетрадки и ненавязчиво передает шаманские практики с чашами. Мы снова задаем кучу вопросов, хотим знать точно и однозначно, но Мастер только улыбается, часто повторяя: "Why not?" (Почему нет?). Шри пластично движется с чашей, извлекая из нее тонкий, едва слышимый звук, крутит обод, колдует и шаманит, вовлекая и нас в этот поток вибраций... Мы расстаемся очень душевно, наполненные волшебными техниками, идем в его магазин на Сваямбунатхе, выбираем чаши с шаманской символикой, немного торгуемся, покупаем сет и одну магическую очень старую тонкостенную чашу с низким гулким звуком. 
Санта. Дом Санты - как большой склад поющих чаш: они в мешках, на весах, на полках, полу, стульях и столах. Санта торгует чашами масштабно, учит методично,сидя на одном месте и улыбается очень доброй улыбкой. Он рассказывает нам о древней неварской традиции использовании чаш для оздоровления, дает четкие указания куда ставить и как извлекать звук. Техники лаконичные и интересные, потому что помимо сухой последовательности подключаются знания об энергетической составляющей. (Немного волшебства никогда не помешает). Санта много рассказывает о традиции, показывает книжку, где описана методология, передавая нам ключи к написанному. В процессе общения выясняется, что все-таки Фул Мун чаши - самые-пресамые, что ноты имеют значения, что Непал - место производства 90% поющих чаш в мире, и что все три Мастера, у которых мы выучились - знакомы и дружат с детства. 
Мы снова покупаем чаши, выбираем ноты, снова торгуемся, получаем сертификаты, фотографируемся, расстаемся с Мастером, обнявшись.
 
За неделю сокровищница знаний переполнилась, впереди практика и новые, разные, но одинаково глубокие, вибрации и звуки поющих чаш из Непала.
 
Anna Tarasenko