Skype: DoktorNN
e-mail: DoktorNN@mail.ru

Яндекс.Метрика

Что такое звук?


«Если в лесу упало дерево, но никого не было рядом, кто бы слышал звук его падения, то существовал ли звук?». В восемнадцатом веке этот вопрос занимал умы многих ученых. Ответить на него можно и положительно и отрицательно в равной степени.

Причина такой неоднозначности кроется в том, что слово «звук» относится к категории слов, имеющих двойственное значение. И чтобы разрешить загадку восемнадцатого века, нужно условиться, что же считать звуком физическое явление (распространение колебаний в воздухе) или ощущение слушателя.

Первое по существу является причиной, второе - следствием; первое определение понятия «звук» - объективное, второе - субъективное.

Однако как бы мы ни рассматривали звук, объективно или субъективно, с физической или физиологической точек зрения, он обладает энергией (см.слайд\видео 01 - иллюстрация мы видим брызги\фонтаны воды образуемые стенкой поющей чаши при ударе по ней колотушкой).

В первом случае звук действительно представляет собой поток энергии, текущий подобно речному потоку. Такой звук может изменять среду, через которую он проходит, и сам изменяться ею.

Во втором случае под звуком мы понимаем те ощущения, которые возникают у слушателя в результате воздействия звуковой волны (через слуховой аппарат на мозг). Этому звуку присущи разнообразные формы энергии. Благодаря ему мы познаем совершенно новые, не воспринимаемые глазом свойства окружающей нас среды.

Слыша звук, человек может испытывать радость или страх, например в зависимости от того, был ли то смех ребенка или волчий вой.

Самые разнообразные эмоции вызывают у нас тот сложный комплекс звуков, который мы называем музыкой.

Важно отметить, что звуки составляют основу речи, которая служит основным средством общения в человеческом обществе.

И наконец, существует такая специфическая форма звука как шум. Он особенно велик при больших скоплениях людей; здесь он может вызывать различные болезненные ощущения и даже, в крайних случаях, необратимые повреждения слуха.

Анализ звука с позиций субъективного восприятия более сложен, чем при объективной оценке. На наших семинарах мы стремимся рассматривать звук с обеих точек зрения, причем именно объективной трактовке звука мы уделяем повышенное внимание.