Skype: DoktorNN
e-mail: DoktorNN@mail.ru
Яндекс.Метрика

Надежда Рындык
Врач-психотерапевт, гештальт-терапевт
(сертификат ЕАGT(Европейской Ассоциации гештальт-терапевтов)),
врач спортивной медицины и функциональной диагностики.
Виктор Огуй
Независимый эксперт в области массажных,
банных и СПА-технологий (daodar.org, поющиечаши.рф)

Изначально практики с  поющие чаши позиционировались как средство для медитации и оздоровления. Но чем больше опыт наблюдений и знаний, тем больше напрашивается вывод, что влияние Тибетских поющих чаш не исчерпывается этими двумя «узкими» позициями. Какова же действительно область применения этих уникальных явлений природы (или творения человека)? Попробуем разобраться.

С одной стороны, каждая система органов имеет свои волновые частотные характеристики, которые вполне улавливаются с помощью современных диагностических систем. Вступая в резонанс с этими биологическими сигналами, Тибетские Чаши могут оказывать, как стимулирующее или тормозящее, так и гармонизирующее воздействие на все внутренние структуры человеческого организма. В том числе, на структуры опорно-двигательного аппарата (кости, суставы, мышцы), на внутренние органы (легкие, печень, почки, сердце), а главное – на нервную систему на все ее уровнях (от головного и спинного мозга до периферических нервов).

С  другой стороны – практики с чашами есть способ достичь состояния транса «сновидений наяву» и вступить в контакт со своим подсознанием, с тем, что в обычной жизни человек может вполне не замечать или игнорировать. И в таком случае можно рассматривать чаши как вариант телесно-ориентированных практик, а также таких аутистических техник, как образная медитация, активное воображение по К.Г. Юнгу, высшая ступень аутогенного тренинга по И.Х. Шульц,. так и более современного варианта – символдрамы (психотерапии с помощью представления образов по Лейнеру).

Работа с помощью поющих чаш через воздействие на тело создает уникальную возможность терапевтического воздействия «вне цензуры сознания», что позволяет получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле и создании условий разрешения  психологических и соматических (физических) проблем. Чаши являются своеобразными «ключами» к глубинам личности человека. С помощью данной техники активизируются воображение, включающее в себя представление образов, осознание телесных ощущений и потребностей, желаний и чувств.

В рамках вышесказанного область применения чаш может выходить за рамки оздоровления (использование в фитнесе и спа-комплексе, и найти применение как средство для терапии стрессов, травм, депрессий, соматических болезней, работы с горем, помогая разрешать как актуальные эмоциональные проблемы, так и генетические глубинные формы конфликтов, восходящие вплоть до самого раннего детства). Как и другие направления психотерапии, данная методика направлена не на их устранение, а на то, чтобы сделать их доступными переживанию и осознанию, соотнося чувства и поведение (ставшие невротическими или патологическими) с физическими ощущениями, а также с жизненными представлениями, смыслами и ценностями человека. Последнее, может быть полезно людям,  заинтересованном в собственном личностном росте, стимуляции творческой активности, осознавании новых способов повышения качества жизни, а также может способствовать проживанию кризисов личности, которые каждого из нас настигают в свое время.

Сеансы с тибетскими чашами являются целебным для психики. Речь идет о лечении так называемых психотравм. Последствия этих «душевных ран» могут проявляться в виде затяжных стрессов, депрессий, соматических болезней, вплоть до онкологических заболеваний и суицидальных намерений. Чаши помогают разрешать как актуальные эмоциональные проблемы, так и «родовые», и «детские», формы травм, «вытаскивая» их из глубин подсознания в процессе медитации, для дальнейшей, уже осознанной, проработки.  С позиции теории травм считается, что при травмации утрачивается контакт человека с определенными, непереносимыми на тот момент, переживаниями, и происходят стойкие изменения в мышечном тонусе, способные удерживать человека от контакта с этими переживаниями. При этом важно, что соматические симптомы психических травм понимаются как телесные проявления переживаний и поведения человека. Травма отпечатывается в теле человека в виде так называемого мышечного «БЛОКА», СПАЗМА, расстройства тонуса, которые позволяют человеку, не воспроизводя какие-то движения, заблокировать путь к воспоминаниям о травматическом опыте. Иными словами, если человек не прожил травму, не «отреагировал» ее физически, она отпечатывается в его теле.

Иными словами, если клиент не прожил травму, она отпечатывается в его теле. Мы можем видеть это на окружающих людях, когда например, кажется, что человек застыл в позе со втянутой в плечи головой, или речь идет о сексуальных нарушениях, переживания отражаются в нашем теле и превращается в болезни. Эти заблокированные переживания в нашем теле могут превращаться в так называемые психосоматические болезни (сердечно-сосудистые, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, гинекологические и т.д.). Человеческая психика устроена так, что для комфортного существования организм «фильтрует» переживания и распоряжается ими по-разному. Одни, желаемые и переносимые, вполне легко принимаются человеком, но если тяжелые – включаются защитные механизмы. Очень часто тяжелые переживания (сильный испуг, горе)  «забываются», вытесняются психикой человека, чтобы он «не сломался под их тяжестью».  Он может забыть какой-то период своей жизни, а может перестать чувствовать какую-нибудь часть тела. Например, женщина, потерявшая мужа, бессознательно перестает вступать в контакт с низом своего живота и всей половой сферой, чтобы не чувствовать боли от потери своего мужчины. Боли нет, но и перспектив для построения новых отношений, а, значит, продолжения полноценной жизни, тоже нет.

Тибетские поющие чаши, при грамотном применении, способны воздействовать и на подсознание, и напрямую на мышечный тонус, извлечь из «подкорки», подсознания, заблокированные переживания и помочь пройти весь путь «проживания» горя, «возвращая» человеку связь с «утраченными» ранее частями тела и души. Инициация в виде активизации подсознательных процессов. И в таком случае можно рассматривать чаши как телесно-ориентированную психотерапевтическую практику.

Мозг – это кора (сознание, то что понимаем и чувствует, то, чем можем управлять сознательно) и подкорка (подсознательное, бессознательное). Классическая психотерапия предполагает «хождение» по полю сознательного в надежде зацепиться за что-то, что поможет вытащить из подсознания переживания и что-то с ними сделать, навести порядок. Многие арттерапевтические и телесно-ориентированные практики (ТОП) позволяют выйти на подсознательный уровень, минуя шлюзы сознания и делая процесс проработки более быстрым и  эффективным.

Изменения могут происходить не только на сеансе. Процесс длится весь период между сеансами. Можно сказать, что на самом сеансе «запускаются» здоровые механизмы переработки травм, и немаловажно, что в этот момент рядом с тобой опытный знающий помощник. Ты начинаешь видеть жизнь другими глазами после увиденного при путешествии по глубинам подсознания. Эти глубины многоуровневые, пластов воспоминаний много. И чем серьезней травма, тем больше требуется  сеансов через определенные промежутки времени на «постреакцию» и «переваривание». 

Но следует помнить, что не каждый человек способен к быстрым изменениям.  Нельзя, например, пройдя курс практик с Тибетскими поющими чашами, гарантированно исцелиться от травм. Проблемы копятся годами. Также и обратные изменения всегда происходят в индивидуальном темпе, как бы «помощнику» не хотелось чудесного исцеления «на глазах у изумленной публики». Всему свое время. Случается, что человек, прикоснувшись к болезненным переживаниям, не находит смелости двигаться в этом направлении и выбирает остаться с болезнью, лишь бы не переживать, предпочитая физическую боль душевной. Но те, кто решает пройти этот путь, обретают новое качество жизни и получают шанс стать наконец здоровыми и счастливыми.

В качестве примера, приведу мой личный опыт подобной практики. В 2011 году я прошла 4 сеанса чаш с недельным интервалом.  Я не знала, что именно ждать, это было такое «путешествие в неизведанное». И мне удалось встретиться с воспоминаниями и переживаниями, которых, казалось, в моей жизни никогда не было! Как будто я видела жизнь другого человека. Это было сильно и неожиданно. Несмотря на то, что я так и не поняла, было ли виденное во сне или на яву, в моей жизни или нет, но через 4 сеанса я почувствовала явное ощущение, что всё закончилось, что-то во мне исцелилось, моей травмы больше нет. Помню, что это чувство облегчения было совершенно неожиданным.

Следует заметить, что, как и у любых других лечебных вмешательств, у практик с Тибетскими поющими чашами тоже есть ряд противопоказаний, и они озвучены в методическом пособии:  В.Огуй «Тибетские поющие чаши: методики применения (2015 г.). Основными  являются в первую очередь тяжелые психические расстройства (шизофрения, эпилепсия) и состояние после черепно-мозговых травм и операции на головном мозге. «Расшатывать» основы нездоровой личности бывает опасно. Даже работа с пограничным расстройством личности должна проводиться с осторожностью.

Вывод: по нашему мнению, процедуры применения тибетских поющих чаш можно рассматривать, как разновидность телесно-ориентированной практики, позволяющие получить доступ к человеческому бессознательному через воздействие на психические процессы и опосредованно через воздействие на костно-мышечную систему, а также внутренние органы.

2015 г.