Skype: DoktorNN
e-mail: DoktorNN@mail.ru
Яндекс.Метрика

 

- Расскажи про свой жизненный и духовный путь, какие ключевые моменты  повлияли на Твою жизнь?

Мне сильно повезло, у меня очень богатый жизненный путь. Когда я учился в школе, это был конец восьмидесятых, моя мама начала заниматься йогой, тогда это называлось «группой здоровья». А так как у меня с родителями всегда были хорошие и партнерские отношения, то мама меня йогой и голоданием «увлекла». Причем это была йога по системе Стаценко – один из первых «русских» йогов. У него был комплексный подход к системе оздоровления человека, в основе которой былa хатха-йогa, рациональное питание, медитации. Мама начала заниматься в этой группе и делилась со мной. Мне было интересно и мы часто занимались вместе. В течение 8 класса мы с мамой проводили очистительные голодания на воде по 3 дня каждый месяц на протяжения всего года. Я на этом делаю акцент, потому что в то время редко какие родители бы поддерживали своего ребенка, чтобы он такое делал. В наше время это уже нормально, но в те года это было странно. В это же время я понял, что у меня есть интерес к тому, как же «работает» человеческий организм. И опять мне повезло, потому что у родителей был друг, который работал в реанимации, и он пригласил меня на лето поработать у них в больнице санитаром. Основная цель была познакомиться c медициной. Он сказал: „Я тебе покажу медицину, как она есть.” И за время работы там я попал на несколько операций, на роды, на вскрытие в морг, присутствовал при реанимационных мероприятиях. И это всё в 8 классе в 15 лет. Благодаря этому опыту я понял, что не хочу быть хирургом, но медицина, как направление, мне очень близка и интересна. Когда я оканчивал школу, для экзамена по по биологии я писал свою первую «научную» работу: реферат на тему „Здоровый образ жизни”, в котором, опираясь на лекции и опыт в йоге Стаценко, и литературу, которую в то время сложно было найти даже в библиотечных фондах, раскрывал вопросы рационального питания, очистительного голодания, физической активности и закаливания.

После школы я поступил в Медицинское училище на акушерское отделение и закончил его с отличием. У нас был один из первых потоков, когда уже не было никакого распределения, и мальчика, пусть даже с красным дипломом, особенно никуда по специальности акушерка не брали. Интуитивно я пошел на курсы со специализацией медицинский массаж. Закончил их, получил свидетельство и примерно через полгода начал работать массажистом в больнице, где и проработал 9 лет. Почти сразу я поступил в академию физкультуры и закончил её через 5 лет. Было 2 года, когда я работал массажистом в больнице, заканчивал Академию физкультуры и работал массажистом в коммерческой структуре – в фитнес-клубе. По моим ощущениям вся моя жизнь, начиная со старшей школы, плавно текла в направлении саморазвития, здоровья, развития. Я до сих пор учусь. Постоянно. Сейчас я прохожу повышение квалификации по Психосоматике и Психологии (144 и 600 часов) в России, и курсы по музыкальной психотерапии в The University of Melbourne (Australia) и в Berklee College (USA). К 2010 году я очень эффективно работал массажистом, банщиком. К этому времени я уже опубликовал несколько книг, в том числе по банным техникам и массажу. У меня сложилось экспертное понимание предмета массажа и как медицинского направления и как спа процедур и спа технологий. Всё работало эффективно, но хотелось чего нибудь, что не только помогает мне реализовать себя как специалиста, но и что нибудь для души и для здоровья, потому что быть эффективным и здоровым массажистом нереально. 6-8 часов на ногах ежедневно, в определенной позе – это потенциальные проблемы с поясницей, суставами, венами.

В 2009 году я первый раз съездил в Индию, получил там сильный опыт: через 5 дней путешествия у меня украли все, что было кроме документов и денег. Это было очень неприятно, потому что в жизни до этого у меня ничего не крали, но опыт я получил колоссальный. Это опыт осознания, что на самом деле самым ценным оказались очки и контактные линзы. Это было 10 лет назад. Tогда в Индии найти даже очки было очень проблематично. Из этой поездки я привёз первые поющие чаши (ПЧ). B 2010 году я поехал первый раз в Тибет к горе Кайлас, выполнил кору - ритуальный обход вокруг неё – и внутреннюю кору. Кайлас никого не оставляет не то что равнодушным. Он как стихия. Хочешь, не хочешь – после коры будешь меняться. После Кайласа у меня начались сильные изменения в жизни, которые привели к тому, что теперь я занимаюсь любимым делом, путешествую, развиваюсь духовно и остаюсь здоровым.

- Почему и как от классического массажа ты перешел на технику  виброакустического массажа с чашами?

В Непале я познакомился с коваными поющими чашами. Мне показали, как делали древний массаж (так утверждал мой первый и коренной Учитель Sudeep Lamsal). Всё было в очень простой форме, без особых объяснений, как и принято в Азии: «куда ЧУВСТВУЕШЬ, туда чашу и ставь». Понятно, что это было неоднозначно для западного ума. После нескольких месяцев практики с чашами уже в России, я взял за основу концепцию, как работает классический массаж, как в нём работает приём непрерывестой вибрации, изучил литературу и начал тестировать, разрабатывать ту систему виброакустического массажа поющими чашами, которая сейчас существует. Я взял за основу то, в чём я эксперт: область массажных технологий. Я хорошо ориентировался в том, как работает именно классический массаж, как вибрация в нём работает, и на основании этого стал изучать, развивать, оттачивать эту систему, проводить эксперименты и исследования, пытаясь понять, как физиологически это влияет. Уже тогда была видна эффективность этого метода. Причем, эффективность и для того, КТО выполняет эту процедуру для других! Мы проводили исследования в Москве и приборы показали, что я мои показатели здоровья за несколько часов улучшились. Не субъективно – что мне лучше стаол, а объективно – что я приехал на исследование больной, провёл процедуру и уезжал я уже здоровым. Значит это эффективно. Меня тогда, это очень сильно вдохновило. Получается, что человеку, которому мы делаем, хорошо, и тому, кто делает, тоже хорошо. Это касается именно контактного метода воздействия поющими чашами, бесконтактный я так углубленно не исследовал. Вот так и появилось мое изобретение, так родилась моя авторская техника массажа поющими чашами.

- Твои семинары по работе с чашами разделены на 2 части. Одна – это чисто научно медицинский подход, во вторую часть уже внедрена духовная, мистическая часть. С чем это связанно?

Во-первых, я вижу, как эффективно работает научный подход и научные методы, соответственно хочется, чтобы это шло через доказательную базу, через науку. А наука не приемлет слов магия, мистика итд. Во-вторых, я считаю, что это уникальная методика, потому что на тему медитации с чашами есть много научных работ. Есть работы и исследования, как по чакрам  чаши выставлять. Как использовать чашу при контакте с телом, как делать таким образом аппаратный массаж, а работ нет. Была одна работа, но там не было о контакте с телом. Tам было про то, что человек лежал на деревянной поверхности и на неё ставились чаши в проекции чакр.

- Можно сказать, что для западного мира ты первый, который именно в массажной технике начал применять чаши?

Да. Именно в той форме, как массаж понимается академической наукой. Проведенный патентный поиск, как раз и подтвердил, что на сегодняшний день, в том формате в каком существует мой метод – в мире аналогов нет. Это изобретение и уникальная метод. Может быть, где-то, кто-то, что-то подобное делает, только он никаким образом не выводил это в информационное поле. Иначе патент бы не выдали. И на семинаре по этой методике я делаю акцент на том, как функционирует физическое тело, анатомия, физиология. То, чему в Непале учат и 90% преподавателей в России и в Мире, это на уровне – «почувствуйте». Нo «почувствуйте» – это очень разное для каждого - субъективное. Я сижу, мне жарко, кто-то сидит рядом, ему холодно, мы сидим в одной и той же температурe, но как по-разному мы чувствуем! А вот прибор – термометр, покажет ОДИНАКОВУЮ для всех температуру – в цифрах

- Какие основные отличия вибрации звука чаши от гонга и бубна, которые тоже считаются терапевтическими?

B данном случае мы говорим об области, которая относиться к музыкальной психотерапии или к музыке. K массажу в академическом понимании это не имеет никакого отношения. Не будем подменять понятия и приводить примеры ультразвукового массажа физиотерапевтическими аппаратами и т.п. Я могу стоять около музыкальной колонки, она будет создавать колебания, и разве я делаю массаж себе музыкальной колонкой? Поэтому здесь вопрос не в отличие звука или вибрации, здесь принципиальное отличие, что в одном смысле есть контакт тела с предметом, с аппаратом, который создаёт колебания, в другом случае – нет контакта. Можно говорить о том, что это дистанционная практика.

Я считаю, что и то и другое, и третье имеет свою эффективность и интересные способы воздействия. Я в бубнах и в гонгах не эксперт, просто мне недостаточно компетенции и опыта, чтобы это квалифицированно рассматривать. Но и Гонг, и колокола и чаши и другие именно МУЗЫКАЛЬНЫЕ инструменты в области музыкальной психотерапии вполне допустимо использовать. Если мы говорим про эзотерику, то тут вообще нет проблем. Конечно, это будет улучшать состояние нашего биополя.

- Если мы говорим о востоке, то звукотерапию и виброакустический массаж с чашами можно отнести к традиционной медицине. Какие шансы, по твоему мнению, что она когда-либо назовется традиционной на западе?

Это очень сложно сказать, потому что на сегодняшний день проблематичное положение вещей в отношении к медицины как таковой изначально. Мы живём по-другому, много факторов воздействия совершенно других. Я могу сказать, что эта моя методика массажа поющими чашами достаточно проста в выполнении и алгоритмична. Я убежден, что она в принципе может внедриться в классическую медицину при сборе необходимых доказательных данных. Для того, что бы начать практиковать этот массаж достаточно всего одной (!) поющей чаши. Выбрать и приобрести ее достаточно просто в наши дня, достаточно следовать определенным критериям (измеряемым в цифрах). Для того, чтобы обучиться этой методике можно выбрать семинары в разных городах и странах – мы активно путешествуем по миру. Чтобы проводить саму процедуру, тоже достаточно простые требования к пространству - нет необходимости покупать массажный стол. Экономически, для того кто собирается следовать этому методу - методика получается привлекательна. Эффективность ее применения то же достаточно обширная. У меня был опыт, когда я работал с человеком после инсульта. Ему очень нравилось, он чувствовал себя лучше после процедур. Я не буду говорить о том, что я его вылечил, хотя, работая по моей методике, одна из моих учениц очень хорошо помогла в реабилитации после инсульта другому человеку в Англии. Моё видение, что шансы и предпосылки для того, чтобы эффективно внедрить этот метод в классическую медицину, в реабилитацию и физиотерапию, очень высокие. Несомненно, для этого требуются дальнейшие исследования и обработка данных.

- В каких случаях при реабилитации?

Я могу привести пример моего личного опыта. Ко мне на обычный массаж приходил пациент с обострением заболевания опорно-двигательного аппарата. Я делал ему медицинский массаж, как положено по протоколу в таком случае, а потом ещё полчаса делал массаж поющей чашей. Скорость реабилитации субъективно увеличивалась. Обычно, при массаже, то только на четвёртую процедуру человек мог нагнуться и зашнуровать шнурки. Когда же я добавлял ещё чашу после медицинского массажа, то человек уже на вторую-третью процедуру мог нагибаться. На мой взгляд, это достаточно объективный показатель, но нет должной статистики, чтобы утверждать это однозначно. Так же были случаи, когда женщины у которых были проблемы в плане репродуктивных функций, после нескольких сеансов восстанавливали их. Существует достаточно широкий спектр применения массажа поющими чашами в психиатрии, психологии, в работе с человеком и с его физическим телом. Может быть не только c физическим телом, c физическими проблемами, а ещё и работа с психоэмоциональным состоянием, через воздействие на физическое тело.

- Ты много путешествуешь, был на всех континентах кроме Антарктиды.

Да, Антарктида моя новая мечта.

- Какие места из тех, в которых ты был, оказали особенное влияние? Какие места ты хотел бы отметить?

Однозначно я бы хотел отметить Тибет, вернее, все высокие Гималаи. То есть это и Тибет как Тибетский автономный регион и Тибет как в  Гималаи в Бутане, в Верхнем Мустанге, Ладакхе, Занскаре. Горы мне всегда откликались. Еше хочу отметить Перу, потому что это Амазонка, это природа, это как-то тоже очень близко мне. В одном месте получается крайность – горы, там ничего нет, потом другая крайность – сплошная зелень и другого ничего нет. Мне достаточно комфортно, мне везде нравится, я не могу выделить что-то одно, потому что каждое путешествие запоминается каким-то особым состоянием. Мне, конечно, запомнилась Новая Зеландия, Австралия, потому что в одном месте пингвины были. В другом месте я кенгуру фактически из чаши кормил. Такое необычное состояние. Но Тибет как горы, как Гималаи мне ближе всего. Ладакх, Занскар, тоже Северная Индия, где сохранились еще и культурные традиции.

- Может, можешь отметить какие то  конкретные места, храмы, пещеры?

Занскар как территория. Ладакх, Занскар – это регион в штате Джамму и Кашмир на севере Индии. Там снимали фильм Самсара, фильм Долина цветов. Какое-то одно место выделить не могу, потому что там в любой монастырь зайди, в любое месте выйди, там красота. Ещё Верхний Мустанг в Непале тоже, потому что там специфично. Древние королевство Гуге на Тибете, потому что там были пещерные города, но к сожалению после реставрации там стало уже как-то более музейно. Я попал туда первый раз в 2010 и 2011 году, когда там ещё не было музейно, были просто пещеры и пещеры c древними фресками, которым более двух с половиной тысячи лет. Это тоже как-то передаёт ощущение, настроение.

- Ты 4 раза совершал кору - обход вокруг Кайласа, думаешь ли ещё проходить?

С удовольствием. Eсли пространство предоставит такую возможность, то конечно я буду. Это одно из самых сильных возможностей для любого человека.

- С чем для тебя это связано? Почему так особенно? Какие осознания у тебя после?

Я не могу объяснить, потому что мне очень сильно в принципе это местность откликается. Сейчас там очень сильно развивается туризм, там строят много гостиниц, реставрируют монастыри, аутентичность там сейчас теряется. Нo гора она всё равно гора. Может быть потому что у меня были очень сильные впечатление, когда я первый раз туда прилетел. Я ещё тогда верил, что можно за одну жизнь достигнуть просветления. Кайлас у меня больше всего откликается. Mожет быть еще Ладакх. He знаю почему, не могу сказать, просто чувствую себя там как дома. Наверное я там много жил в прошлых жизнях.

- Какая цель Твоих путешествий? И как ты выбираешь места, которые посещаешь?

Сначала мне было просто интересно путешествовать, без особой цели, но было выраженное ощущения Дома, как некоего места. Потом, когда в 2015 году я оказался в Hепале во время землетрясения, я понял, что для того чтобы человеку было комфортно, ему надо на самом деле надо очень мало. В те дни, мне достаточно было, чтобы был спальник, куртка, вода, еда, деньги.

Мы активно путешествуем с супругой более 5 лет и больше смотрим на два момента. Первый – мы ищем то место, где бы нам хотелось жить. На одном месте. Долго. Но, например, на Кайласе, где я чувствую себя как дома, я не представляю, как там жить. Не хочу жить в Китае, в Тибетском автономнoм регионе. C другой стороны то, что мы много ездим, я смотрю и вижу, что на самом деле по моим ощущениям дом может быть там, где ты, а не там, где какая-то квартира. Получается, что посыл сейчас – просто смотреть,познавать мир и может быть в какой-то степени убеждаться лишний раз, что если вот очень глубоко копнуть, всё везде одинаково. У людей цвет кожи разный, менталитеты разные, но в конечном счете, как сказал Будда, никто не хочет страдать, все хотят быть счастливыми, только реализуют все это по-разному. В ближайших планах у нас на будущий год экспедиция по Центральной Америки – Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Коста Рика, Панама. Потом по Южной Америке – Чили, Боливия, остров Пасхи. Cкорее всего мы будем искать людей, которые могут помочь всё это организовать и будем набирать участников, путешественников, кто хочет вместе с нами поехать, чтобы была возможность с проверенными людьми посетить Места Силы, которых там очень много.

- У вас происходили экспедиции к индейцам и шаманам Южной Америки, вы были в Мексике, в Перу. Для них чаши совсем не коренной инструмент, но знаю, что показывали и даже проводили им массаж. Как они отнеслись к чашам?

В Южной Америке, в Перу шаман, которому я делал процедуру, говорил, что звук чаши очень хорошо использовать в церемонии. Что это гармоничный, красивый звук, и он считает что это очень хорошо должно сказываться на разных древних ритуалах и так далее. В Мексике c шаманами мы больше затрагивали голосовые практики, чем практики именно с чашами. Сами мы брали и использовали чаши на пирамидах майя. Шаманы в Мексике чаши не используют, но они используют очень много голос, песни. И когда у нас былa церемония темаскаля после практик с шаманами в пустыни Верикута, мы попросили разрешения темаскальера, и нам разрешили использовать чаши в церемонии. Это был очень сильный опыт!

- Тебя можно отнести к тем людям, которые не разделяют жизнь от практики, то есть жизнь есть и практика, и духовный путь.

Если говорить про жизнь, как процесс и поток, то несомненно. Если под практикой рассматривать модные сегодня йогу и медитации, то в меньшей степени. Конечно, это всё есть в моей жизни то же. Очень сильный опыт я получил от 3 медитаций Випасаны по 10 дней и искренне рекомендую именно традиционный метод для всех. Моя жизнь – это постоянная практика - я стараюсь максимально отслеживать свои эмоции, свои впечатления. Каждый раз после семинаров или путешествий и событий, в которых мы участвуем вместе с Аней, мы обсуждаем наш опыт. И это очень ценно и значимо. В этом смысле у меня и жизнь практика, и у меня есть партнёр, который меня поддерживает, вдохновляет, с кем мне хочется обсуждать и делиться самыми безумными мыслями.

В отдельной «рамочке»

  1. à ?

2)  Для информации - Виброакустический массаж поющими чашами –

это метод массажа, при котором поющая чаша (ПЧ) размещается на теле массируемого, удерживается одной рукой, а второй рукой с колотушкой, выполняется извлечение вибрации из поющей чаши посредством удара каучуковой частью колотушки о верхний край чаши серией ударов с определенным ритмом с последующим перемещением ПЧ по телу человека согласно направлению массажных линий.

3) Аспекты воздействия Поющих чаш

Существует 5 основных аспектов воздействия Тибетских поющих чаш на организм человека:

  1. 1.Физический (механический)

Тибетские поющие чаши (ТПЧ) обладают определенными физическими свойствами. Например, при извлечении из чаши звука ударом каучукового стика стенки чаши вибрируют, механически воздействуя на окружающее пространство: при контакте с телом человека, вызывая механическое воздействие на ткани.

Эффекты вибрации по А.Ф.Вербову:

• обладает выраженным нервно-рефлекторным воздействием, вызывая усиление, а иногда и восстановление угасших рефлексов;

• может оказывать выраженное обезболивающее, и даже анестезирующее действие;

• улучшает сократительную функцию мышц;

• улучшает трофику тканей, активизируя регенеративные процессы; значительно сокращает сроки образования костной мозоли;

• в зависимости от частоты, силы и амплитуды колебаний вибрация оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую систему, вызывая интенсивное расширение или сужение сосудов.

  1. 2.Музыкальный

Музыкальный аспект предполагает наиболее традиционную версию представлений о п Украинские исследователи Г.Л.Апанасенко и Н.А.Савельева-Кулик рассматривают музыкальную терапию как один из методов комплементарной и альтернативной медицины. В заключение делают вывод о перспективности музыкальной терапии в рамках восстановительных медицинских технологий.

  1. 3.Психосоматический

ТПЧ воздействуют на психосоматические проблемы. Психосоматика – это направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Этим процессом на сегодня управлять не представляется возможным, поскольку отсутствует доказательная база взаимосвязи напряжений и блоках в тех или иных участках тела с психическими проблемами. В то же

время можно взять за основу наработки в телесно-ориентированной терапии. В частности, одна из теорий – теория мышечно-фасциальных напряжений по Райху (W.Reich, 1973). Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь – одно и то же. Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блокирующих чувства, – это лишь один аспект психологического роста личности. Именно в этом аспекте контактная методика тибетского массажа поющими чашами может быть успешной.

Возможная интеграция практик с ТПЧ в медитативные практики, поскольку ТПЧ помогают человеку достигать состояния расслабления (Занятия медитацией не только значительно меняют структуру и работу мозга, но и существенно влияют на биологические процессы, критически важные для физического здоровья).

В этот же раздел следует отнести и понятие биоритмов мозга человека и бинауральное воздействие звуком на них.

Биоритмы мозга – это определенные характеристики функционирования головного мозга человека, свойственные определенным физиологическим состояниям.

Возможно, ТПЧ могут воздействовать на человека, стимулируя мозг к функционированию в том или ином биоритме. Такое предположение основано на теории бинаурального воздействия звука на человека.

Частоты человеческого мозга (по Г.Хаффельдеру, 1998):

- Дельта-ритм (0,1–3,5 Гц) – головной мозг: глубокий сон без сновидений, транс, гипноз. Средний мозг: личный радар, инстинкт, «шестое чувство».

- Тета-ритм (3,5–7 Гц): спокойное состояние, сон, вдохновение и мечты, визуализация, фантазирование.

- Альфа-ритм (7–14 Гц): расслабленная концентрация, спокойное, безмятежное мышление. Альфа является «мостом» между сознательным и подсознательным.

- Бета-ритм (14–28 Гц): логическое мышление, активное внимание, но также агрессия, стресс и разочарование.

За счет кратковременной работы мозга в дельта-ритме с переходом к высокоамплитудному альфа-ритму, синхронизации работы обоих полушарий с одновременной гармонизацией и тонкой балансировкой энергетики организма достигается целый ряд позитивных изменений. Возможно, что в процессе тибетского виброакустического массажа происходит воздействие на человека подобным образом.

  1. 4.Эзотерический (мистический)

Мистические свойства ТПЧ – это феномены, приписываемые ТПЧ или практикам с ними, научные объяснения, которым сегодня отсутствуют. Так, например, E.Jansen в своей книге «Singing Bowls: A Practical Handbook of Instruction and Use» описывает это таким образом: «Среди самих лам эти чаши используются только в тайных ритуалах и теми, кто является признанными мастерами звука. Они применяют поющие чаши тайно и только для себя, не открыто, и даже не для других монахов. Строго запрещено рассказывать о ритуалах или поющих чашах. Это связанно с тем, что знание звука несет в себе великую силу. Оно позволяет путешествовать не двигаясь. Оно дает возможность входить в контакт с планетами и их духами, с подземным королевством Аггарта и Шамбалой – центром земли, где обитают Бессмертные» (E.R.Jansen, 2001). Кроме этого, в этот раздел можно отнести и все

упоминания об ауре, чакрах и др.

5. Резонансный (биорезонансный)

Существует гипотеза, что каждый орган в теле человека обладает определенными частотными характеристиками, т.е. вибрирует с определенной частотой. Причем частота

вибрации здорового органа будет отличаться от частоты вибрации органа в состоянии патологии. Предположительно, ТПЧ, имеющая частотные характеристики в диапазоне

частоты вибрации здорового органа, будут положительно влиять на патологичный орган, «подтягивая» его нездоровые вибрации к «здоровым» вибрациям ТПЧ.

 

Вопросы читателей:

 

1. Разные чаши имеют разную "частоту" (тональность) значит ли это, что у них воздействие на различные органы отличаются?

Да, это действительно так. Вернее, именно так утверждают мастера в Непале и Индии. Они говорят о том, что каждому энергетическому центру человека соответствует определенная нота. Но дальше их мнения расходятся. Индийские мастера говорят, что самому нижнему энергетическому центру Муладхара-чакре соответствует нота ДО,, а мастера из Непала, утверждают, что ему соответствует нота ФА. Т.е. такие закономерности о соответствии определенных нот тем или иным органам – действительно существуют.

2 . Могу ли я проводить себе сеанс исцеления с одной чашей или мне нужно чаши с разной тональностью (частотой звука/вибрации)?

Да, можно выполнять самостоятельные оздоровительные практики и с всего одной чашей. Для самомассажа – нужна будет всего одна, но кованая поющая чаша с внешним диаметром от 24 см. А для медитативной практики может подойти и маленькие поющие чаши. А вот для работы с группой, уже удобнее и эффективнее иметь набор из минимум 7 чаш.

3. Какие терапевтические отличия между механически изготовленными чашами и ручной работы?

Особых и принципиальных отличий нет, если чаши соответствуют критериям, требуемым для тех или иных практик. А вот качество звучания, эффективность воздействия у чаш ручного производства будет выше. Т.е. сейчас очень хорошо можно делать виброакустичсекий массаж поющими чашами даже чашами, произведенными на фабрике, но если они имеют хорошее качество сплава, соответствуют хорошей геометрии, пропорциям и т.д.

4. Если звук чаши создает в человеке внутреннее сопротивление, создает ли она все равно исцеляющее влияние?

Это сложный вопрос. Он скорее из области психологии. Сомневаюсь, что именно такой звук будет исцелять. А вот, если человек, будет «прорабатывать» это свое внутреннее сопротивления, находить способ принять его, что бы оно перестало его раздражать – возможно, это будет полезно для его психики. При этом, отмечу, что это ответ для просто внутреннего сопротивления! Если же человек испытывает выраженный дискомфорт или физические негативные ощущения – то я рекомендую отказаться от практик с такой чашей этому конкретному человеку.

5. Если в звучащую чашу залить воды, то в воде появляются различные узоры. Почему?

Это связано с определенной геометрией чаши, относительной пластичностью ее стенок. Стенки и дно чаши выбрируют с определенной частой, меняют свою конфигурацию – и это ведет к появлению таких узоров на воде.