Skype: DoktorNN
e-mail: DoktorNN@mail.ru
Яндекс.Метрика
Тибетский массаж поющими чашами можно считать уникальной оздоровительной системой, позволяющей восстанавливать энергетический баланс организма, воздействуя на первопричину заболевания или недомогания.

Автор статьи участвовал в многомесячных исследовательских экспедициях в Гималаи (к горе Аннапурна 3 и пещере Миларепы, к мистической горе Кайлас и священным озерам Ракшастал и Манасаровар), к древнему комплексу «Сундуки»,  пещерам Пандора и Кошкулакская в Хакасии, в заповедник  «Столбы» в Красноярском крае, тщательно изучал местные практики, чтобы разобраться в глубинной сути лечебного воздействия тибетских поющих чаш.

Тибетские поющие чаши  известны с древних времен, массаж с их использованием 

возник около 3900 лет назад на территории древнего государства «Шанг-Шунг» (современный Китай).  Существует легенда, что особое  звучание и уникальные свойства  чаш связаны с присутствием в сплаве, из которого они  сделаны – метеоритного железа. Другая легенда гласит, что поющие чаши делали  странствующие кузнецы,  выполняющие определенные духовные практики  и общающиеся с высшими силами. 

Существует, как минимум, три распространенных технологии производства поющих чаш: тибетский, непальский  и  индийский, менее распространены японский и тайский.

На качество тибетских поющих чаш оказывает влияние  множество факторов: состав руды и сплава, из которого  они изготавливаются, микроклиматические характеристики области, в которой  производятся, навыки мастеров, условия хранения и транспортировки. 

Виды тибетских поющих чаш

По технологии производства различаются следующие виды чаш:

Кованые

Их производят ручным способом традиционной ковкой  из полусферных заготовок определенного сплава. Исторически, это первый способ изготовления поющих чаш, сегодня он используется преимущественно в Непале и Индии. Кованые чаши  могут использоваться  для массажа, звук из них  извлекается  ударом или трением.

Литые

Литые поющие чаши производятся методом отлива сплава в форму с последующей обработкой вручную или на станке. Изготавливают  их преимущественно в северной Индии. 

Штампованные

Производятся  промышленным  способом  путем штамповки из заготовок, как правило, из металла низкого качества для продажи в сувенирных лавках и магазинах. Для массажа такие изделия  не используются.

По структуре и форме различаются:

Тонкостенные

Сегодня встречаются очень редко. Технология их производства в аутентичном виде практически не сохранилась. Есть предположение, что такие чаши  производились путем ковки и соединения двух листов с образованием воздушной полости между ними.

Толстостенные

Толстостенные поющие чаши представляют собой разновидность кованных чаш, имеющих достаточно толстые стенки.

По составу различаются следующие виды чаш: состоящие из 5–7–9–13 металлов.

Тибетские поющие чаши могут включать 5–7–9 и 13 металлов, а самые редкие и уникальные   из них содержат  так называемое «метеоритное железо». Наиболее распространены чаши в которых присутствует 7 металлов: золото, серебро, ртуть, медь, железо, олово, свинец.

По времени производства различаются: 

Full-Moon

Многие продавцы и производители тибетских поющих чаш в Непале и Индии утверждают, что существуют определенные практики, позволяющие придать изготавливаемым чашам некие мистические свойства. Например, тибетские чаши, изготовленные в полнолуние (Full-Moon), проявляют свойства  подобные  влиянию лунного света  и могут быть использованы для соответствующих магических практик.

Кварцевые (хрустальные)

Производятся промышленным способом из материала, используемого в производстве микропроцессоров. Извлечение из них звука возможно исключительно трением стенок, а спектр звучания самой чаши весьма узок.

По дате производства различаются: 

Антикварные

Это все поющие чаши, произведенные до 1959 года, т.е. до момента вхождения Тибета в состав КНР.

Современные

Это чаши изготовленные после 1959 года.

На Тибетских поющих чашах, как правило, чеканкой или аппликацией изображают символы и рисунки духовной или сакральной направленности. Например, зонт – символ царственного величия и защиты, богатства и власти, ваза- благополучия, здоровья и долгой жизни,знамя  – знак военного превосходства, пара золотых рыбок- бесстрашия и радости, цветок лотоса – знак Будды.

Хорошей считается чаша, вибрация которой при контактном или бесконтактном воздействии, «откликается» в теле, физически ощущается в нем. Определить  при покупке качество чаш по содержанию в их составе металлов не представляется возможным по понятным причинам.

Качество чаши  зависит от:

  • Диапазона (широты спектра) ее звучания.
  • Характеристик механических показателей вибрации, длительности звучания.
  • Сплава из которого  она изготовлена.
  • Художественной или культурологической ценности. 

Размер или вес чаши – спорный критерий ее качества.

Тибетскую поющую чашу выбирают интуитивно (нравится – не нравится, откликается – не откликается), либо по частотным характеристикам и звуку (по нотам).

Самый распространенный способ извлечения звука из чаш с помощью так называемых стиков (колотушек, пестиков), приемами удара или трением. 

Существует способ извлечения вибрации из достаточно большой чаши с помощью основания ладони.

Свойства  чаши и влияние на организм человека

Звук, который издают тибетские поющие чаши, характеризуется такими параметрами как ритм, мелодия, гармония, тембр, тон, вибрация, сила и громкость.

Вибрация

При извлечении из чаши звука ударом стика, стенки ее вибрируют механически воздействуя на окружающее пространство, в том числе тело человека, который при этом  ощущает  своеобразный «ветерок».

Существует предположение, что каждый орган человека вибрирует с определенной частотой. Причем, частота вибрации здорового органа отличается от таковой в состоянии патологии. Предполагают, что чаши имеют частотные характеристики, свойственные здоровому органу и поэтому положительно влияют на патологические изменения в организме и гармонизируют биоритмы мозга. 

Воздействие вибрации на ткани  можно сравнить с приемом стабильной непрерывистой вибрации в классическом русском массаже. Вибрация оказывает  седативное действие, а при воздействии  на зоны  лимфатических узлов и сосудов – лимфодренажный эффект.

Слышимые звуки воспринимаются ухом и определенным образом воздействуют  на центральную нервную систему человека.

Сплав 

Существует предположение, что микроэлементы, входящие в состав сплава из которого изготовлены чаши могут в гомеопатических дозах воздействовать на организм.

Эзотерическое воздействие 

Чаши используют в мистических и религиозных ритуалах как «генераторы универсальной энергии», научные объяснения этим феноменам отсутствуют.

Массаж

Используются две основные методики тибетского массажа: «Контактный прозвон» и «Звуковая ванна». В первой  методике осуществляется контакт чаши с телом человека, во второй он отсутствует, хотя  чаша и располагаются в непосредственной близости от клиента. 

Действие массажа на организм:

  1. Вызывает глубокое расслабление, уменьшает состояние беспокойства.
  2. Улучшает психофизиологическое состояние организма.
  3. Повышает стрессоустойчивость.
  4. Ускоряет процессы  восстановления.
  5. Способствует более глубокому и спокойному сну.
  6. Оказывает гармонизирующее и профилактическое влияние на организм , как массируемого, так и специалиста.
  7. Способствует уменьшению болевых ощущений.

Показания и противопоказания к выполнению тибетского массажа поющими чашами

Показания:

  1. Синдром хронической усталости.
  2. Заболевания опорно-двигательного аппарата.
  3. Невриты и невралгии.
  4. Состояние напряжения и стресса.
  5. Нарушение психо-эмоциональной сферы.
  6. Депрессивные состояния (с осторожностью).

Противопоказания:

Те же, что для проведения физиотерапевтических процедур.

Материально-техническое обеспечение процедуры 

Для проведения процедуры необходимо не менее 9 м2 свободного пространства на полу. Помещение должно хорошо проветриваться и иметь звукоизоляцию. На пол  укладывается покрытие  типа ковролина или пенополиуритана (например, туристической коврик «пенка») толщиной 1–3 см, а сверху хлопчатобумажная  простынь. Размер пространства под выполнение массажа  составляет не менее 2х2 метра.

Минимальный набор для проведения массажа включает три средних чаши + 1 большая и 1 маленькая, а также 2 стика: каучуковый и деревянный, с замшевым покрытием. Кроме того, необходима подставка, куда помещаются благовония и свечи, повязка на глаза для пациента, плед из натуральной ткани (шерсти), валик под голеностоп, а также емкости для чайных сборов и настоев.

Положение  мастера и клиента во время процедуры

Мастеру во время выполнения процедуры необходимо следить за состоянием позвоночника и коленных суставов – поскольку на эти сегменты опорно-двигательного аппарата приходится наибольшая нагрузка. Массажист преимущественно находится в положении стоя, перемещаясь вокруг пациента(это нужно делать максимально тихо). Перешагивать через пациента недопустимо.

Перемещать тибетские поющие чаши над телом пациента можно только в случае если это соответствует регламенту или схеме процедуры. При этом, необходимо следить за тем, что бы чаша уверенно и безопасно для пациента находилась в руках мастера.

Исходное положение клиента – лежа на спине. Допустимо  поместить под его  колени  и шею небольшие валики. Если пациенту  в течение всей процедуры тяжело  лежать на спине, то  рекомендуется подложить валик или сложенное полотенце под поясницу для декомпрессии в области позвоночного столба.

На глаза следует положить повязку или салфетку, даже в случае если в помещении полумрак, под кисть руки разместить полотенце или что то мягкое. Клиента не должна стеснять одежда, желательно отсутствие украшений и пирсинга. Он  должен быть одет в хлопчатобумажную свободную одежду, или обнажен и покрыт хлопковой простыней. За день до  процедуры и после, ему следует воздержаться от потребления продуктов животного происхождения, курения и алкоголя. Также, рекомендуется остаток дня после процедуры провести  в спокойной обстановке. Процедура должна выполняться не на голодный и не на полный желудок.

Во время процедуры запрещено располагать тибетские поющие чаши в непосредственной близости друг от друга, рискуя задеть их при перемещении или извлечении  вибрации.

Процедура 

Вводная часть

  • Мастер рассказывает клиенту о массаже, заполняет карту оказания услуги, выявляет противопоказания к процедуре. 
  • Клиент занимает исходное положение, следуя рекомендациям мастера.
  • Мастер выполняет бесконтактный прозвон основной чашей, 3–5 раз извлекая звук каучуковым стиком, причем третий раз – до полного затухания  вибрации.

Основная часть

  • Мастер выставляет основную чашу комплекта и извлекает из нее звук. Первое извлечение звука из любой чаши или групп чаш начинают  тихо и мягко. 
  • Мастер выставляет остальные чаши комплекта и извлекает из них  звук сначала каучуковым стиком согласно выбранной последовательности звуковых фигур, повторив 2–3 раза.
  • Мастер извлекает звук маленьким деревянным стиком в той же последовательности.
  • Мастер комбинирует воздействие на чаши последовательно двумя стиками, чередуя направления воздействия относительно часовой стрелки и осей тела.

Заключительная часть

  • Используя каучуковый стик, мастер  3–5 раз выполняет бесконтактный прозвон основной чашей по  всему телу пациента. Последний раз – до полного затухания вибрации. 
  • Мастер предлагает клиенту выполнить несколько глубоких вдохов и выдохов, а затем пошевелить пальцами рук и ног и потянуться. Далее, повернуться на правый бок и полежать 2–3 минуты. После этого, мастер предлагает  клиенту медленно подняться и посидеть минуту с закрытыми глазами.  
  • Мастер дает клиенту рекомендации, предлагает травяной настой, подготовленный заранее с помощью чаши.

Варианты выполнения массажа

  • В начале процедуры, пациент и массажист  сидят на полу. Затем массажист извлекает звуки из чаши и перемещает ее вокруг тела пациента.
  • Далее  массажист надевает  чашу вверх дном на голову пациента, и извлекает из нее звук. По завершению этого этапа, мастер предлагает пациенту прилечь на живот и укрывает клиента  легкой натуральной тканью, а  голову – полотенцем. 
  • Затем мастер извлекает из тибетской поющей чаши звук и устанавливает ее на тело пациента. Этот прием  выполняется сначала   по задней поверхности тела пациента, а затем клиент переворачивается на спину и прием повторяется.
  • Мастер накрывает пациенту  глаза легкой тканью, и выполняет легкие тракции нижних и верхних конечностей. 
  • Далее звучащую чашу устанавливает на тело пациента и перемещает ее по телу, постоянно извлекая звук. Закончив прием, мастер снимает чашу с тела клиента. 

Длительность процедуры 1,5–2 часа.

Идеальное время для процедуры –  утро или вечер.

Для профилактических целей, восстановления  и расслабления клиента, ему   достаточно провести курс включающий 2–3 процедуры с периодичностью 1–2 раза в неделю. Оздоравливающий эффект может быть достигнут при  выполнении курса из 4–6 процедур с периодичностью 2–3 раза в неделю. Лечебный курс разрабатывается индивидуально.

Тибетский массаж поющими чашами отлично сочетается с тибетским традиционным массажем КуНье и позволяет достичь хорошего эффекта расслабления. 

Преимущество тибетского массажа поющими чашами по сравнению с другими техниками: 

  1. Нет прямого тактильного контакта с пациентом.
  2. Не требуются  дорогостоящие расходные материалы.
  3. Минимально необходимый комплект чаш можно транспортировать с собой.
  4. Имеет минимальные противопоказания.
  5. Может выполняться практиками с отсутствием медицинского образования или музыкального слуха.
  6. Позволяет в процессе практики развиваться и самому специалисту
  7. Оказывает благотворное, гармонизирующее и профилактическое влияние, как на массируемого, так и на специалиста.

Применение 

Методика тибетского массажа поющими чашами подходит для применения в условиях спа, поскольку оказывает релаксирующий эффект. Массаж  поющими чашами воздействует  на  все органы чувств: слух (звук), зрение (форма чаши и изображения на чашах), осязание (вибрационные колебания), обоняние (благовония или ароматические смеси  также готовят в тибетских поющих чашах) и т.д. 

В спа высокого ценового сегмента, продвижение этой методики будет эффективным в аспекте расширения ассортимента услуг экзотического направления. В сегменте бюджетного уровня, эту  методику можно продвигать  в рамках программ повышения стрессо-устойчивости посетителей. Многих клиентов привлечет экологичность процедуры, безопасность и отсутствие побочных и негативных эффектов.  В  фитнес- и велнесс клубах методику можно использовать для групповых практик под руководством мастера на занятиях йогой или другими оздоровительными программами. 

В эстетической медицине  такой массаж  можно рекомендовать как высокоэффективное и безопасное средство реабилитации после пластических операций, срединных и глубоких химических пиллингов и пр.

Относительно высокая стоимость базового набора тибетских поющих чаш для выполнения массажа делает эту процедуру потенциально эксклюзивной, а при грамотной системе продвижения и стимуляции продаж – экономически привлекательной.

Виктор Огуй