Автор статьи участвовал в многомесячных исследовательских экспедициях в Гималаи (к горе Аннапурна 3 и пещере Миларепы, к мистической горе Кайлас и священным озерам Ракшастал и Манасаровар), к древнему комплексу «Сундуки», пещерам Пандора и Кошкулакская в Хакасии, в заповедник «Столбы» в Красноярском крае, тщательно изучал местные практики, чтобы разобраться в глубинной сути лечебного воздействия тибетских поющих чаш.
Тибетские поющие чаши известны с древних времен, массаж с их использованием
возник около 3900 лет назад на территории древнего государства «Шанг-Шунг» (современный Китай). Существует легенда, что особое звучание и уникальные свойства чаш связаны с присутствием в сплаве, из которого они сделаны – метеоритного железа. Другая легенда гласит, что поющие чаши делали странствующие кузнецы, выполняющие определенные духовные практики и общающиеся с высшими силами.
Существует, как минимум, три распространенных технологии производства поющих чаш: тибетский, непальский и индийский, менее распространены японский и тайский.
На качество тибетских поющих чаш оказывает влияние множество факторов: состав руды и сплава, из которого они изготавливаются, микроклиматические характеристики области, в которой производятся, навыки мастеров, условия хранения и транспортировки.
По технологии производства различаются следующие виды чаш:
Их производят ручным способом традиционной ковкой из полусферных заготовок определенного сплава. Исторически, это первый способ изготовления поющих чаш, сегодня он используется преимущественно в Непале и Индии. Кованые чаши могут использоваться для массажа, звук из них извлекается ударом или трением.
Литые поющие чаши производятся методом отлива сплава в форму с последующей обработкой вручную или на станке. Изготавливают их преимущественно в северной Индии.
Производятся промышленным способом путем штамповки из заготовок, как правило, из металла низкого качества для продажи в сувенирных лавках и магазинах. Для массажа такие изделия не используются.
По структуре и форме различаются:
Сегодня встречаются очень редко. Технология их производства в аутентичном виде практически не сохранилась. Есть предположение, что такие чаши производились путем ковки и соединения двух листов с образованием воздушной полости между ними.
Толстостенные поющие чаши представляют собой разновидность кованных чаш, имеющих достаточно толстые стенки.
По составу различаются следующие виды чаш: состоящие из 5–7–9–13 металлов.
Тибетские поющие чаши могут включать 5–7–9 и 13 металлов, а самые редкие и уникальные из них содержат так называемое «метеоритное железо». Наиболее распространены чаши в которых присутствует 7 металлов: золото, серебро, ртуть, медь, железо, олово, свинец.
Многие продавцы и производители тибетских поющих чаш в Непале и Индии утверждают, что существуют определенные практики, позволяющие придать изготавливаемым чашам некие мистические свойства. Например, тибетские чаши, изготовленные в полнолуние (Full-Moon), проявляют свойства подобные влиянию лунного света и могут быть использованы для соответствующих магических практик.
Производятся промышленным способом из материала, используемого в производстве микропроцессоров. Извлечение из них звука возможно исключительно трением стенок, а спектр звучания самой чаши весьма узок.
Это все поющие чаши, произведенные до 1959 года, т.е. до момента вхождения Тибета в состав КНР.
Это чаши изготовленные после 1959 года.
На Тибетских поющих чашах, как правило, чеканкой или аппликацией изображают символы и рисунки духовной или сакральной направленности. Например, зонт – символ царственного величия и защиты, богатства и власти, ваза- благополучия, здоровья и долгой жизни,знамя – знак военного превосходства, пара золотых рыбок- бесстрашия и радости, цветок лотоса – знак Будды.
Хорошей считается чаша, вибрация которой при контактном или бесконтактном воздействии, «откликается» в теле, физически ощущается в нем. Определить при покупке качество чаш по содержанию в их составе металлов не представляется возможным по понятным причинам.
Размер или вес чаши – спорный критерий ее качества.
Тибетскую поющую чашу выбирают интуитивно (нравится – не нравится, откликается – не откликается), либо по частотным характеристикам и звуку (по нотам).
Самый распространенный способ извлечения звука из чаш с помощью так называемых стиков (колотушек, пестиков), приемами удара или трением.
Существует способ извлечения вибрации из достаточно большой чаши с помощью основания ладони.
Звук, который издают тибетские поющие чаши, характеризуется такими параметрами как ритм, мелодия, гармония, тембр, тон, вибрация, сила и громкость.
При извлечении из чаши звука ударом стика, стенки ее вибрируют механически воздействуя на окружающее пространство, в том числе тело человека, который при этом ощущает своеобразный «ветерок».
Существует предположение, что каждый орган человека вибрирует с определенной частотой. Причем, частота вибрации здорового органа отличается от таковой в состоянии патологии. Предполагают, что чаши имеют частотные характеристики, свойственные здоровому органу и поэтому положительно влияют на патологические изменения в организме и гармонизируют биоритмы мозга.
Воздействие вибрации на ткани можно сравнить с приемом стабильной непрерывистой вибрации в классическом русском массаже. Вибрация оказывает седативное действие, а при воздействии на зоны лимфатических узлов и сосудов – лимфодренажный эффект.
Слышимые звуки воспринимаются ухом и определенным образом воздействуют на центральную нервную систему человека.
Существует предположение, что микроэлементы, входящие в состав сплава из которого изготовлены чаши могут в гомеопатических дозах воздействовать на организм.
Эзотерическое воздействие
Чаши используют в мистических и религиозных ритуалах как «генераторы универсальной энергии», научные объяснения этим феноменам отсутствуют.
Используются две основные методики тибетского массажа: «Контактный прозвон» и «Звуковая ванна». В первой методике осуществляется контакт чаши с телом человека, во второй он отсутствует, хотя чаша и располагаются в непосредственной близости от клиента.
Действие массажа на организм:
Те же, что для проведения физиотерапевтических процедур.
Для проведения процедуры необходимо не менее 9 м2 свободного пространства на полу. Помещение должно хорошо проветриваться и иметь звукоизоляцию. На пол укладывается покрытие типа ковролина или пенополиуритана (например, туристической коврик «пенка») толщиной 1–3 см, а сверху хлопчатобумажная простынь. Размер пространства под выполнение массажа составляет не менее 2х2 метра.
Минимальный набор для проведения массажа включает три средних чаши + 1 большая и 1 маленькая, а также 2 стика: каучуковый и деревянный, с замшевым покрытием. Кроме того, необходима подставка, куда помещаются благовония и свечи, повязка на глаза для пациента, плед из натуральной ткани (шерсти), валик под голеностоп, а также емкости для чайных сборов и настоев.
Мастеру во время выполнения процедуры необходимо следить за состоянием позвоночника и коленных суставов – поскольку на эти сегменты опорно-двигательного аппарата приходится наибольшая нагрузка. Массажист преимущественно находится в положении стоя, перемещаясь вокруг пациента(это нужно делать максимально тихо). Перешагивать через пациента недопустимо.
Перемещать тибетские поющие чаши над телом пациента можно только в случае если это соответствует регламенту или схеме процедуры. При этом, необходимо следить за тем, что бы чаша уверенно и безопасно для пациента находилась в руках мастера.
Исходное положение клиента – лежа на спине. Допустимо поместить под его колени и шею небольшие валики. Если пациенту в течение всей процедуры тяжело лежать на спине, то рекомендуется подложить валик или сложенное полотенце под поясницу для декомпрессии в области позвоночного столба.
На глаза следует положить повязку или салфетку, даже в случае если в помещении полумрак, под кисть руки разместить полотенце или что то мягкое. Клиента не должна стеснять одежда, желательно отсутствие украшений и пирсинга. Он должен быть одет в хлопчатобумажную свободную одежду, или обнажен и покрыт хлопковой простыней. За день до процедуры и после, ему следует воздержаться от потребления продуктов животного происхождения, курения и алкоголя. Также, рекомендуется остаток дня после процедуры провести в спокойной обстановке. Процедура должна выполняться не на голодный и не на полный желудок.
Во время процедуры запрещено располагать тибетские поющие чаши в непосредственной близости друг от друга, рискуя задеть их при перемещении или извлечении вибрации.
Варианты выполнения массажа
Длительность процедуры 1,5–2 часа.
Идеальное время для процедуры – утро или вечер.
Для профилактических целей, восстановления и расслабления клиента, ему достаточно провести курс включающий 2–3 процедуры с периодичностью 1–2 раза в неделю. Оздоравливающий эффект может быть достигнут при выполнении курса из 4–6 процедур с периодичностью 2–3 раза в неделю. Лечебный курс разрабатывается индивидуально.
Тибетский массаж поющими чашами отлично сочетается с тибетским традиционным массажем КуНье и позволяет достичь хорошего эффекта расслабления.
Методика тибетского массажа поющими чашами подходит для применения в условиях спа, поскольку оказывает релаксирующий эффект. Массаж поющими чашами воздействует на все органы чувств: слух (звук), зрение (форма чаши и изображения на чашах), осязание (вибрационные колебания), обоняние (благовония или ароматические смеси также готовят в тибетских поющих чашах) и т.д.
В спа высокого ценового сегмента, продвижение этой методики будет эффективным в аспекте расширения ассортимента услуг экзотического направления. В сегменте бюджетного уровня, эту методику можно продвигать в рамках программ повышения стрессо-устойчивости посетителей. Многих клиентов привлечет экологичность процедуры, безопасность и отсутствие побочных и негативных эффектов. В фитнес- и велнесс клубах методику можно использовать для групповых практик под руководством мастера на занятиях йогой или другими оздоровительными программами.
В эстетической медицине такой массаж можно рекомендовать как высокоэффективное и безопасное средство реабилитации после пластических операций, срединных и глубоких химических пиллингов и пр.
Относительно высокая стоимость базового набора тибетских поющих чаш для выполнения массажа делает эту процедуру потенциально эксклюзивной, а при грамотной системе продвижения и стимуляции продаж – экономически привлекательной.
Виктор Огуй