Skype: DoktorNN
e-mail: DoktorNN@mail.ru
Яндекс.Метрика

Контакты Автора Исследования
Козыревой Антонины Александровны:
тел 8-913-477-80-69, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., вк https://vk.com/id42142160

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(дипломная работа)

Тема:  Оценка возможностей звукотерапии в коррекции психоэмоциональной сферы.

 

        (Приказ №_______от «____»_____________________________года)

                                                                                 Выполнил:

                                                                                 студент группы 2

Козырева Антонина Александровна

 

      

                 

                                                                                Научный руководитель:

 Пономаренко Ирина Владимировна

                                                                                                 Ф.И.О.

                                                                        Старший преподаватель кафедры клинической психологии       

                                                                                                                                                      учёное звание, учёная степень

                                                                                

 

                                                                                Дата защиты__________

 

                                                                                Оценка_______________

Нормоконтроль                                                    

                                                                                _____________________

                                                                                                 Ф.И.О.

Зав.кафедрой клин.психологии к.м.н., доцент Ласовская Т.Ю.

Председатель ГАК  д.п.н., профессор Меньшикова Л.В.                                        

 

Новосибирск

2013

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Арт-терапевтические подходы в психологической коррекции…….. 4

  1. Определение понятия арт-терапии……………………………………4

  2. Воздействие звуком как метод арт-терапии…………………………9

  3. Вибро-акустический массаж поющими тибетскими чашами как метод звукотерапии……………………………………………………13

Глава 2. Психоэмоциональная сфера человека и ее составляющие…………16

  1. Раскрытие понятия психоэмоциональной сферы………………….16

  2. Расстройства психоэмоциональной сферы…………………………23

  3. Коррекция психоэмоциональной сферы……………………………32

Глава 3.  Материалы и методы исследования…………………………………34

  1. Ход проведения исследования……………………………………… 34

  1. Характеристика выборки……………………………………… 34

  2. Методики исследования………………………………………. 34

  3. Статистическая обработка……………………………………..37

  1. Анализ и интерпретация результатов исследования……………...38

  1. Оценка результатов исследования агрессивных и враждебных реакций…………………………………………………………. 38

  2. Оценка результатов исследования уровня тревожности……40

  3. Оценка результатов исследования самочувствия, активности, настроения……………………………………………………….42

  4. Оценка динамики изменений………………………………….44

Заключение……………………………………………………………………… 52

Список литературы………………………………………………………………53

Приложения………………………………………………………………………57

 

                                                                                                            

Введение

 

Проблема коррекции и профилактики психоэмоциональных расстройств всё более остро возникает на фоне развивающейся инфраструктуры, информационных технологий, технического прогресса. Стремясь шагать в ногу со временем, такие заболевания, как стресс, депрессия, эмоциональное выгорание, аффективные расстройства, невольно становятся спутниками человека. Человечество находится в постоянном движении, потоках информации и окружающих звуках и шумах.

На протяжении всей жизни, человека сопровождает звуковая среда. Уже с четвёртого месяца внутриутробного развития, плод способен воспринимать звуки и вибрацию, являющимися одним из важных способов получения и передачи информации. Окружающий шум или музыка, громко или тихо, упорядоченно или нет, вызывает различные ответные реакции организма человека. Таким образом, звуковые волны – это фактор, универсально действующий на психоэмоциональное состояние человека.  

Объект: психоэмоциональная сфера.

Предмет: коррекция психоэмоциональной сферы с помощью звукотерапии.

Цель исследования: изучить возможность коррекции психоэмоциональной сферы звукотерапией.

Гипотеза: предполагаем, что звукотерапия поющими тибетскими чашами является эффективным методом коррекции психоэмоциональной сферы.

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть применены как новый доступный и быстрый метод коррекции психоэмоциональной сферы.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие звукотерапии, механизм её воздействия на психоэмоциональную сферу.

  2. Описать понятие психоэмоциональной сферы и её составляющих.  

  3. Зафиксировать уровень психоэмоционального состояния до и после сеансов звукотерапии, сравнить с контрольной группой и посмотреть сохранность изменений в динамике.

  4. Оценить влияние звукотерапии на психоэмоциональную сферу на основе полученных данных.

Методы исследования:

1. Библиографический метод.

2. Экспериментально-психологические методы (опросник Басса-Дарки, шкала Спилбергера, тест-опросник САН).

3. Сравнительный и статистический анализ полученных данных.

 

Глава 1. Арт-терапевтические подходы в психологической коррекции.

  1. Определение понятия арт-терапии

 

Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, так как оно зависит от теоретических представлений и области практической деятельности.

Арт-терапия или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне (Рудестам К., 2000).

Первые приёмы арт-терапии можно отнести к древности. Тогда люди приписывали целительные свойства символам и художественным образам, и использовали их в ритуальных действиях. Таким образом, в Тибете для медитативных практик используются мандалы; в древних шаманских традициях войти в состояние изменённого сознания помогают пение и танцы; амулетам с изображением определённых символов приписываются защитные свойства. Так или иначе, художественные образы имели место во всех древних культурах и служили в целительных, магических или духовных целях.

На рубеже 19-20 веков художественное творчество начало целенаправленно привлекаться для анализа состояния человека. На начальных периодах становления арт-терапия отражала психоаналитические  взгляды З.Фрейда и К.Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности человека – рисунок карандашом, красками, конструирование или лепка, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. Одно из первых классических исследований творчества пациентов с психическими отклонениями провёл Ханс Принцхорн (H.Prinzhorn, 1922/1972), который в 1920г пришёл к выводу, что их творчество отражает наиболее интересные конфликты.

Как самостоятельное направление в психотерапии, арт-терапия начала формироваться в 40-е года 20 века. Её основоположниками считаются американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. В психиатрическом институте штата Нью-Йорк, М.Наумбург обследовала детей, которые имели поведенческие проблемы, и в итоге разработала несколько обучающих программ по арт-терапии психодинамической ориентации. В своей работе она опиралась на идею З.Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально (M.Naumburg, 1966).  В одной из своих работ М.Наумбург отметила, что в каждом человеке изначально заложена способность проекции своих внутренних конфликтов в различные художественные формы. В свою очередь, Э.Крамер дополнила это утверждение выводом о том, что именно в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются. Согласно Э.Крамер (Dynamically oriented art therapy: Its principles and practices, 1958): «каждое произведение искусства отражает в своей сути конфликт между мотивами, который дает жизнь этому произведению, а также в большей степени определяет его форму и содержание». Художественное произведение предоставляет возможность придать фантазиям человека символическую форму, в результате чего можно в некоторой мере освободиться от них.

В настоящее время арт-терапия используется не только в больницах и психиатрических клиниках, но и  как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии. Большая часть занимающихся арт-терапией в Северной Америке продолжает работать, исходя из концепций З.Фрейда и К.Юнга. Также многие специалисты в этой области испытывают большое влияние со стороны гуманистической психологии и приходят к заключению, что гуманистические теории личности предоставляют более подходящую основу для их работы, чем психоаналитическая теория (Hodnett, 1972-1973).

Доказательства полезности арт-терапии, как метода для лечебных целей, можно увидеть исходя из анализа исследований (McNiff, 1976):

  1. Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения.

  2. Ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры.

  3. Дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений.

  4. Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

  5. Помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств.

  6. Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета.

  7. Развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними.

  8. Усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом арт-терапии является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Суммируя эти данные исследований эффективности арт-терапии, необходимо подчеркнуть, что использование её приемов в процессе проведения группы также позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии (Рудестам К., 2000).

В 1974 году психолог Джером Франк сформулировал пять основных эффектов любой успешной психотерапии, которая:

  1. предоставляет новые обучающие возможности, как на познавательном, так и практическом уровне;

  2. вселяет надежду на избавление от страданий;

  3. предоставляет опыт успешной деятельности;

  4. дает возможность преодолеть чувство отверженности;

  5. пробуждает яркие эмоции.

Арт-терапия вполне соответствует этим пяти эффектам.

Подводя итог, можно отметить, что эффективные арт-терапевтические формы должны соответствовать следующим требованиям:

  1. нацеленность на длительный эффект, что подразумевает не только их способность вызывать изменения, но и поддерживать эти изменения длительное время — они не должны носить слишком рациональный характер, так как последнее препятствует развитию эмоционального процесса;

  2. вселять чувство надежды — преодоление трудностей, исцеление от боли, успешное применение терапевтических стратегий;

  3. предоставлять успешный опыт в процессе преодоления препятствий;

  4. трансформировать эмоции, используя соответствующие символы;

  5. пробуждать сильные и глубокие эмоции.

Для выполнения данных требований арт-терапия предлагает большое разнообразие методов. Обобщая, можно отметить, что, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии доступно всем желающим. К наиболее распространенным видам можно отнести рисование, цветотерапю, лепку, библиотерапию, сказкотерапию, игротерапию, песочную терапию, музыкотерапию и многие другие.

 

  1. Воздействие звуком как метод арт-терапии.

 

Музыкальная терапия является одним из самых распространенных психотерапевтических направлений. Она характеризуется разнообразием техник и применяется во всех отраслях медицины – терапии, неврологии, психиатрии и многих других. Основными терапевтическими целями применения музыки являются седация, улучшение коммуникации, проживание отрицательных эмоций и психостимуляция.

Терапевтические свойства музыкальных произведений заключаются в ритмичности и способности вызывать эмоциональные переживания, состояния. Проживая эти состояния, человек освобождается от негативных эмоций, получает позитивные и за счёт этого эмоциональная сфера приходит в состояние баланса. Таким образом, подбирая различные тональности музыки, можно вызывать нужные состояния для проживания. Например, минорная тональность вызывает депрессивность, а мажорная тональность действует возбуждающе. В результате, своим ритмом музыка стимулирует физиологические процессы в организме, обладающие своим ритмом.

Основа музыки – звук. Звук – это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Б.Н. Анисимов и А.Н.Кузнецов (2010) отмечают, что звуковая волна обладает свойством дифракции, то есть возможностью огибать препятствия, встречающиеся на пути. Низкие звуки обладают лучшей дифракцией, чем высокие. Так же, звуковые волны способны отражаться от больших поверхностей, оказавшихся на пути. Следует отметить, что музыкальный звук – это сложные звуковые волны, образованные по особым законам. Данное  качество отличает звуки музыки от звуков вообще. Таким сложным звукам присуще физическое понятие интерференция, то есть способность звуковых волн накладываться друг на друга в конкретном временном интервале. Важно учитывать это при рассмотрении механизма воздействия музыки на человека.

Воздействия на клетки живого организма, которые вызывают изменения в их активности, С.В.Шушарджан (1998) объясняет резонансными влияниями на заинтересованные внутриклеточные структуры и электромагнитным полевым воздействием.  Таким образом, звук оказывает влияние на электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность. Это влияние С.В.Шушарджан (1998) обозначает как неспецифический акустико-биорезонансный эффект, который является одной из реакций организма на звуковое воздействие.

Звук музыки, проходя через барабанную перепонку уха и его структуры, достигая улитки, разделяется как внешний сигнал по частоте, то есть происходит частотное картирование. Данный процесс связан с раздражением волосковых клеток Кортиева органа в канале улитки. На этом этапе обработки сигнала происходит его трансформация из механического (акустического) в электрический. Волосковые клетки преобразуют поступающий сигнал, кодируя его по частоте для дальнейшей обработки слуховыми зонами коры головного мозга. Именно при обработке музыкального сигнала клетками коры головного мозга возникают физические, физиологические и психические процессы (Анисимов Б.Н., Кузнецов А.Н., 2010).

Непосредственное возникновение акустического резонанса происходит в волосковых клетках канала улитки. Данные клетки разделяют внешний звуковой сигнал на дискретные электрические частотные составляющие.

Следуя далее, звуковой сигнал попадает к ядрам медиального коленчатого тела таламуса и далее к слуховой области височных долей коры головного мозга. Продвигаясь к более высоким отделам слухового анализатора, звуковые сигналы чистых тонов становятся менее важными как стимулы для отдельных клеток мозга. Следует отметить особую роль таламуса в механизме действия данной терапии: именно он производит оценку музыкального сигнала, разделяя звуки на «приятные – неприятные» («полезные – вредные»), выделяя, таким образом, их поляризационную (торсионную) составляющую. Данный этап восприятия и обработки музыкального сигнала головным мозгом определяет психический фактор возникновения эмоциональной компоненты музыки (Анисимов Б.Н., Кузнецов А.Н., 2010).

Воздействия на человека посредством слышимой вибрации, называемой звуком, называется звукотерапией. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

На сегодняшний день существуют различные методы и практики звукотерапии, например:

  1. Тонинг – один из древнейших видов терапии звуком. В основе данной практики лежит протяжное произношение различных (чаще всего гласных) звуков для создания резонанса. Тонинг является одной из самых естественных практик. Человек интуитивно применяет ее, когда стонет и охает, смеётся и плачет (Averard M., 2012).

  2. Пенине мантр – как и тонинг, считается одним из самых древних терапевтических методов. Он основан на идее о том, что окружающая среда пребывает в состоянии вибрации и при помощи определённых слов и фраз можно синхронизироваться с ними.

  3. Резонансно-частотная терапия – этот метод основан на открытии доктора Рояла Раймонда Райфа (1931) о том, что каждый вид клеток вибрирует с определенной резонансной частотой. Если нарушается баланс и изменяется частота, то лечение происходит путем, либо усиления резонансной частоты, либо резонанс используется для разрушения болезнетворных микроорганизмов.

  4. Камертонная терапия – метод воздействия звуком, разработанный Джоном Боле. В предложенном им методе используются камертоны, соотношения частот которых 2:3 – интервал чистой квинты. Данный интервал был описан в октавной системе Пифагора, в трактате «Об опыте составления мелодий» Исхака аль-Кинди и в трактате «Большая книга о музыке» Аль-Фаби (Лебедев С.Н., 2011).

  5. Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства (Карвасарский Б.Д., 1998). Обычно, в этом методе используются песни и музыка, которые терапевт проигрывает пациенту. Основными терапевтическими целями применения музыки являются седация, улучшение коммуникации, проживание отрицательных эмоций и психостимуляция.

  6. Техника акустического захвата – разработана доктором Робертом Монро (1975) и получила название «HEMI-SINC». Данный метод использует несинхронные частоты для инициации акустического захвата. Человек прослушивает частоты бинауральных ритмов, что в свою очередь балансирует левое и правое полушария головного мозга и усиливает его волновую активность. Многие народы используют инструменты с бинауральными ритмами, например, перуанские свистящие сосуды и тибетские поющие чаши.

В настоящее время доказано, что грамотно проводимая бинауральная стимуляция головного мозга способствует синхронизации работы обоих полушарий мозга. Данное обстоятельство открыло большие возможности для использования уникального свойства бинауральных ритмов, в частности, в музыкотерапевтической практике (Анисимов Б.Н., Кузнецов А.Н., 2010). Таким образом, музыка, подобранная с учётом знания всех механизмов и аспектов данного воздействия, позволяет достичь положительного лечебного эффекта.

 

1.3 Вибро-акустический массаж тибетскими поющими чашами как метод звукотерапии.

 

Эффект бинауральных биений получил большую популярность около 20 лет назад. В то время предлагались различные по активизирующему действию реализующие технические средства. В данных устройствах для достижения бинаурального эффекта использовались только чистые частотные тона. Факт, что в процессе обработки акустических сигналов головной мозг способен оценивать более сложные параметры, не учитывался.

Суть принципа бинауральных биений заключается в разности частот двух звуковых сигналов, входящих в правое и левое ухо. Если разница частот не должна превышает 25Гц, то полушария головного мозга начинают работать синхронно. В результате возникает особое звуковое биение, имеющее «разностную» частоту поступающих звуковых сигналов. Данный звук не является реальным внешним звуком, а производным самого мозга.

Таким образом, когда в левом и правом ухе присутствуют звуковые сигналы двух разных частот, головной мозг определяет разность фаз между поступающими сигналами, что в результате дает третью – «разностную» частоту, которая воспринимается как бинауральный ритм.

Бинауральный эффект может быть доступен не только с помощью специальных устройств и записей, но и с помощью инструментов – перуанских свистящих сосудов и тибетских поющих чаш.

Поющие чаши – это древний музыкальный инструмент, использовавшийся по всей Азии как часть религиозных традиций бон и тантрического буддизма. Применение чаш как метод звукотерапии основан на тысячелетнем опыте народов Тибетского нагорья. Именно их наблюдения сформировали четкую систему воздействия звуком поющих чаш на организм человека. Методика основана на поэтапном воздействии определенными звуками и вибрациями, издаваемыми при помощи поющих чаш.

Игра на поющей чаше представляет собой неторопливое вождение деревянного песта (стика) по краю чаши. За счёт возникновения трения появляется продолжительный «поющий» звук, наполненный обертонами. От качества изготовления чаши напрямую зависит «наполненность звука» гармоническими обертонами. Варьируя силу нажатия стика на края чаши или вес стика, можно получать различные тональности. Второй вариант игры на поющей чаше – это плавный скользящий удар стиком по краю, рождающий теплый звук, похожий на звон колокольчика.

Применяются только кованые чаши, состоящие из сплава семи металлов. Такие чаши могут издавать до двадцати обертонов, что позволяет глубоко воздействовать на весь организм человека и вводить в состояние глубокой релаксации.

Благодаря исходящим от чаш альфа- и тета-волнам, человек погружается в состояние глубокой релаксации (данный диапазон частот соответствует частотам головного мозга в состоянии сна, сонливости после или перед сном).

Сознание человека состоит из бета-волн, вибрация частот которых составляет от 14 до 20 Гц. Генерируются эти волны нашим мозгом в моменты фокусировки на повседневной деятельности или переживания сильных отрицательных эмоций. Покой и возвышенные ощущения характеризуются альфа-волнами, и их частота составляет от 8 до 13 Гц. Пиковые творческие способности, сон и медитация характеризуются тета-волнами частотой от 4 до 7 Гц. Дельта-волны, частотой от 0,5 до 3 Гц, генерируются в состоянии глубокой медитации, глубокого сна и бессознательного состояния. Соответственно, чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние мы испытываем.

Благодаря богатству обертонов и гармоничному звучанию, поющие чаши создают условия для глубокого расслабления. Когда поющие чаши ставятся на тело, они производят мягкий и глубокий массаж. Вибро-акустический массаж поющими чашами даёт оздоровительный эффект при таких проблемах, как хроническое перенапряжение в области шеи и плеч, головные боли, проблемы пищеварения, менструальные боли, применяется при родовспоможении, способствует углублению дыхания, улучшает концентрацию внимания, вызывает глубокую релаксацию, снимает эмоциональное напряжение.

В данной главе мы определили понятие арт-терапии и ее место в психологической коррекции. Обозначили вид арт-терапии – звукотерапию и ее методы. Таким образом, музыка как сложный звуковой сигнал является многокомпонентным фактором, активизирующим работу различных органов, зон головного мозга и функциональных систем организма с получением разного физиологического ответа.

Действительно, тибетские поющие чаши, являются инструментом звукотерапии, так как они способны воспроизводить бинауральные ритмы, которые благотворно влияют на организм и приводят к глубокой релаксации.     

Глава 2. Психоэмоциональная сфера человека и ее составляющие.

2.1 Раскрытие понятия психоэмоциональной сферы

 

Понятие «психика» включает в себя разнообразные значения и представляет собой совокупность различных сфер: памяти, обучения, интеллектуального и творческого развития, воспитания и многого другого. Непосредственно физического здоровья касается психоэмоциональная сфера, то есть область эмоций и чувств.

Психоэмоциональное состояние является особой формой психических состояний человека, в которых  преобладание эмоционального реагирования служит доминантой. Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы, так как происходит регуляция его функционального состояния и самочувствия. Снижение эмоциональности понижает активность центральной нервной системы и может выступать как причина снижения работоспособности. Если же эмоциогенные факторы влияют чрезмерно, возможно возникновение состояния нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению (Безруких М.М., Фарбер Д.А., 2005).

Психоэмоциональная сфера состоит из множества составляющих, одним из которых является ощущение. Ощущение можно определить как отражение свойств реальности, возникающее посредством воздействия их на органы чувств и возбуждения соответствующих центров головного мозга. Данная реакция происходит не на уровне осмысления, а на уровне рефлексов организма. Следовательно, многообразие ощущений отражает и многообразие окружающего мира.

Отечественный психолог А.Р.Лурия полагал, что ощущения можно классифицировать по двум основным принципам – систематическому и генетическому, то есть по принципу модальности и по принципу сложности или уровня построения. Систематическая классификация ощущений выделяет 3 основных типа:

  1. Интероцептивные ощущения. Оповещают о состоянии внутренних процессов организма. Относится к наиболее древним и элементарным ощущениям. Являются наименее осознаваемыми, но всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

  2. Проприоцептивные ощущения. Составляют афферентацию движений человека, обеспечивают информацией о положении тела человека в пространстве.  В современной физиологии и психологии роль проприорецепции как афферентной основы движений у человека была изучена Н.А.Бернштейном в 1948 году. Данная группа включает специфический вид чувствительности, называемый статическим ощущением.

  3. Экстероцептивные ощущения. Принимают информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, которые связывают человека с внешней средой. Различают контактные и дистантные экстероцептивные ощущения.

Генетическая классификация была предложена английским неврологом Х.Хэдом в 1938 году. Она выделяет 2 вида ощущений:

  1. Протопатические ощущения – более примитивные, менее локализованы, аффективные. К ним относятся органические ощущения (голод, жажда).

  2. Эпикртические ощущения – более тонко дифференцированы, рациональны и объективированы. К ним относятся ощущения от органов чувств.

Наиболее распространенным и универсальным является разделение ощущений на:

  1. зрительные;

  2. слуховые;

  3. осязательные (тактильные);

  4. обонятельные;

  5. вкусовые.

По каждой отдельной категории возможна более дробная классификация.

Ощущения играют важную роль в жизни человека, позволяют ему ориентироваться в окружающей действительности. Нарушение работы даже одной из сфер приводит к коренной перестройке всей системы адаптации человека к среде. Искажение какой либо из сфер может привести к нарушению психоэмоционального состояния, искажению эмоционального фона и инертности.

Значительно более сложное по своей насыщенности психическое явление – это эмоции. В отличие от ощущений, эмоции придают личную оценку фактам окружающей действительности и для каждого она строго индивидуальна. В данной сфере работают не только рефлексы, но и личность субъекта.

А.Н.Леонтьев (1971) выделяет 3 класса эмоциональных процессов:

  1. Аффект – сильные и относительно кратковременные неуправляемые эмоциональные переживания, которые сопровождаются резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Возникают как ответ на уже наступившую ситуацию, аккумулируются. Функция регуляции состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые уже вызвали аффект.

  2. Собственно эмоции – являются более длительными состояниями, могут быть слабо выражены во внешнем поведении. Носят ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к возможным или складывающимся ситуациям, к своей деятельности. Способны предвосхищать ситуации и события, которые ещё не наступили, то есть носят идеаторный характер. Способны к обобщению и коммуникации – эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний.

  3. Чувства – предметные эмоциональные состояния, которые возникают в результате специфического обобщения эмоций. Они связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщённом. Не носят зависимый характер от конкретной ситуации и относительно постоянны. Несовпадение чувств и эмоций называется амбивалентностью и обозначается как несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Эмоции являются формой накопления индивидуального опыта. В ситуациях, когда интеллект не успел осознать и отреагировать на какую-либо ситуацию или обстоятельство, то человек может действовать согласно приобретенному эмоциональному опыту. Важно, чтобы эмоциональный опыт развивался последовательно вместе с формированием и развитием личности. Иначе модели эмоционального реагирования останутся инфантильными и это может служить одной из проблем способных вызвать расстройство психоэмоциональной сферы во взрослом возрасте.

Еще один немаловажный факт: эмоции имеют прямую и обратную связь со всеми системами и органами человека, т. к. зарождаются непосредственно в центральной нервной системе, контролирующей всю жизнедеятельность. Поэтому любые изменения в деятельности органов дыхания, сердечнососудистой системы, пищеварения, желез внутренней секреции или скелетной и гладкой мускулатуры приводят к изменениям, хоть и незначительным, в эмоциональном фоне человека. В свою очередь, состояние эмоционального фона также способно влиять на жизнедеятельность организма.

 В середине XIX столетия эта взаимосвязь была доведена почти до абсурда. Крупный американский психолог Уильям Джеймс (1884) писал в одной из своих статей: «Мы опечалены, потому что плачем, испытываем ярость, потому что бьем другого». Он утверждал, что первичным является действие, а не эмоция, что стоит человеку заплакать, как он тут же начнет грустить, а стоит засмеяться, ему станет весело. Как бы ни была парадоксальна теория У. Джеймса, если не доводить ее до крайности, можно согласиться с тем, что она имеет рациональное зерно. Впоследствии именно на таком парадоксальном взаимодействии были построены, некоторые методики саморегуляции своего эмоционального состояния, основанные на самовнушении.

Следующим состоянием, относящимся к психоэмоциональной сфере, является настроение.

 В отличие от эмоций настроение – это сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние большей или меньшей степени интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного фона психической жизни человека. При этом настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а скорее на их некоторую тенденцию. Настроение также возникает у человека тогда, когда он прогнозирует развитие определенной ситуации или представляет цепочку каких-либо событий, а следовательно, и эмоциональных реакций на них.

Не только эмоции создают настроение, но и уже сформировавшееся настроение способно влиять на возникновение тех или иных эмоций. Именно поэтому важно уметь контролировать собственное настроение.

Настроение в зависимости от степени осознанности причин, вызвавших его, может быть представлено либо в виде общего эмоционального фона (приподнятое, подавленное настроение), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, радость, восторг). Если человек в состоянии наиболее четко определить свое настроение, дать ему название, то докопаться до причин такого настроения будет значительно проще.

Умение контролировать свое настроение, а также обучение способам его сознательной коррекции – это одни из самых важных задач воспитания и самовоспитания. Именно на них построены некоторые методики саморегуляции. Так же, возможны беспричинные колебания настроения, которые чаще всего носят патологический характер.

 Последним понятием, которое входит в психоэмоциональную сферу, являются чувства.

Чувства – это наиболее устойчивые и сложные психоэмоциональные состояния из всех вышеперечисленных. Чувство настолько же сложнее настроения, насколько настроение сложнее эмоций. Если настроение может длиться до нескольких дней, то чувство может жить долгие годы. Общее же в них то, что оба они построены на эмоциональной основе.

Возникая как результат осознанного и зрелого обобщения эмоционального опыта, вполне сформировавшись, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций.  

Такие ситуативные эмоции уточняют содержание чувства, побуждая человека к определенным действиям в определенных ситуациях. Случается и так, что чувство и сопряженные с ним эмоции находятся в противоречии, например, ревность, доведенная до ненависти, но изначально вызванная любовью. Проявление подобной противоречивости чувств и эмоций в отношении одного и того же объекта можно также отнести к расстройству психоэмоциональной сферы.

 Таким образом, мы имеем четыре основные составляющие психоэмоциональной сферы: ощущения (как предпосылки эмоций), эмоции, настроения и чувства. Помимо первой составляющей, изменения в которой должны быть предметом воздействия только специалистов, все три остальные сферы находятся в руках каждого человека. В силах каждого овладеть навыками коррекции своего эмоционального состояния, чтобы негативные эмоции, настроения и чувства не вызывали болезненных состояний, а позитивные служили фундаментом.

  1. Расстройства психоэмоциональной сферы

 

Постоянное воздействие стрессов в повседневной жизни, ведет к непрекращающейся психоэмоциональной нагрузке, что в свою очередь приводит к истощению, раздражению, снижению настроения. Так же могут проявляться соматические нарушения в виде мышечных спазмов, зажимов, напряжений.

Дисбаланс психоэмоциональной сферы может вызвать чрезмерную агрессивность. Под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств.

Наиболее явными выражениями агрессивного поведения считаются злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация, принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинения вреда себе и самоубийстве.

В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией, или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Анализ дополнительных личностных и ситуативных факторов, например значимость (в том числе и опасность) конкретной ситуации для человека, его способность осознавать свое поведение и контролировать свои чувства; а также целенаправленность поведения; степень причиняемого им вреда, дают возможность определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности (Н.М. Платонова, 2004).

Согласно А.П.Назаретян (2004) агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:

  1. По степени личностной вовлеченности:

    1. Ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию).

    2. Агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дазадаптации).

    3. Устойчивое агрессивное поведение личности.

  2. По степени активности:

    1. Пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо).

    2. Активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

  3. По эффективности:

    1. Конструктивное агрессивное поведение (способствует адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями).

    2. Деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям).

  4. По выраженности психопатологической составляющей:

    1. Нормальное агрессивное поведение.

    2. Агрессивное поведение в рамках патологических реакций.

    3. Агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение).

    4. Агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности).

    5. Агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, параноидный, психический авоматизм, сумеречное расстройство сознания и другие.

Агрессивное поведение может сопровождается аффектами, такими как: раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность психологических аффектов коррелирует с их психологической функцией (Э.Фромм, 1989).

К индивидуально-личностным характеристикам, вызывающим агрессивное поведение, относятся такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины (А.Алтунин, 1997).

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. Фрустрация – распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большей вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. Так же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социальноприемлемые способы преодоления фрустрации (Т.Г.Румянцева, 1991).

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение, действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться, сублимироваться в различных формах деятельности.

Агрессия в норме носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна распознавать различные проявления агрессии, выражать ее в социально приемлемых формах, уходить от насилия над другими и над собой. Агрессивное поведение – дело личного выбора каждого человека, задача же овладения своей агрессией – одна из труднейших психологических задач (Н.М. Платонова, 2004).

В свою очередь, известно, что тревожность, как личностное свойство, является наиболее значимым риск-фактором, ведущим к нервно-психическим заболеваниям. Высокая тревожность, повышая чувствительность к стрессу, затрудняет интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих способностях, является одной из причин отрицательного социального статуса личности.

Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени (В.М.Астапов, 2001). Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим операциональный, эмоциональный и когнитивный аспекты при доминировании эмоционального. Принято выделять два аспекта в изучении тревоги и тревожности: «тревога», как эмоциональное состояние; «тревожность» как свойство личности, предрасполагающее к проявлению состояния тревоги.

В состав тревожности входят понятия: «страх», «тревога», «беспокойство». Рассмотрим сущность каждого. Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

Различные исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности, мы рассмотрим схему Ч.Спилбергера, который выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Тревожность – это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. С одной стороны, эмоции тревожного ряда являются симптомами стресса. С другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу. 
Как и стресс в целом, состояние тревоги не может быть названо однозначно плохим или хорошим (Е.Р.Харибова, 2003).

Иногда тревога является естественной, адекватной, полезной. Каждый человек чувствует тревогу, беспокойство или напряжение в определенных ситуациях, особенно, если он должен сделать что-то необычное или подготовиться к этому.

В других случаях тревога является неестественной, патологической, неадекватной, вредной. Она становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога не только не помогает человеку, но, наоборот, начинает мешать ему в его повседневной деятельности. 

Тревога – распространенное проявление неврозов. Согласно Е.Р.Харибовой (2003) проявления тревоги могут быть весьма разнообразны:

  1. Эмоциональная тревога – постоянные тревожные мысли о каком-то конкретном событии или тревожные ожидания и опасения, связанные с любыми событиями, навязчивые тревожные обдумывания прошедших событий.

  2. Физическая тревога – обычно проявляется мышечным напряжением, невозможностью расслабиться, кардиалгией.

  3. Моторная тревога – неусидчивость, необходимость постоянно двигаться, для снижения тревоги, подергивания конечностей.

Так же, могут быть и другие симптомы расстройств, такие как:

  1. нарушения сна в виде сложности засыпания, поверхностного сна;

  2. частое вздрагивание от неожиданности;

  3. дрожь в руках;

  4. учащение сердцебиения;

  5. частые мочеиспускания.

Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности, для мобилизации организма на случай возникновения реальной угрозы или трудной ситуации. В других случаях тревога является неестественной, патологической, вредной. Она становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога не только не помогает человеку, но, наоборот, начинает мешать ему в его повседневной деятельности. Иногда тревога служит проявлением расстройств и особых состояний: при депрессии, последствиях черепно-мозговых травм, атеросклерозе сосудов головного мозга, нарушениях поведения, при шизофрении и прочих других.

Субдепрессивные состояния по уровню распространенности являются безусловными лидерами среди других расстройств психики. Исследования во всех странах мира показывают: субдепрессия становится наиболее распространенным недугом нашего времени. Это распространенное расстройство, которому подвержены миллионы людей. По данным разных исследователей, им страдает до 20% населения развитых стран. Депрессивные расстройства являются важными факторами риска по возникновению разных форм химической зависимости и, в значительной степени, осложняют течение сопутствующих соматических заболеваний. Так же депрессивные расстройства являются основным фактором риска суицидов, по числу которых наша страна занимает одно из первых мест.

Субдепрессия – состояние неглубокой депрессии, характеризующееся пониженным настроением, пессимистической оценкой событий и снижением работоспособности  (Большой психологический словарь, ред. М.И.Мещеряков, 2003). Человек жалуется на слабость, вялость, угнетённость; не верят в свои возможности, сомневаются в правильности поступков, с трудом принимает решения, часто испытывает чувство тревоги, страха. Снижение эмоционального фона наряду с искажением когнитивных процессов сопровождается моторным торможением, снижением побуждений к деятельности, соматовегетативными дисфункциями. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Измененным оказывается восприятие времени, которое течет мучительно долго. Для поведения в состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки самоубийства (Е.Т.Соколова, 1995).

В соответствии с причинами возникновения депрессия может быть психологически понятной – «адекватной», вызванной определенными жизненными обстоятельствами (реактивные депрессии), и «неадекватной» (по тяжести, длительности, наличию психотических черт), не выводимой из имеющейся жизненной ситуации, то есть не связанной с экзогенными факторами (эндогенные депрессии) (А.М.Вейн, 2002).

Не редким случаем является появление соматизированной депрессии. Это заболевание является «мимикрическим», то есть имитирующим все физические субъективные переживания больного на фоне витального снижения настроения, ипохондричности, особого эмоционального отношения к болезни (Б.В.Михайлов, 2001). Депрессия рассматривается в неразрывном единстве психических и соматовегетативных расстройств. В соответствии с диагностическими принципами международной классификации психических заболеваний последнего пересмотра, в рамках депрессий, наряду с подавленным настроением, утратой интересов, сниженной самооценкой, идеями виновности и уничижения, выделяют соматический («витальный», «биологический», «эндогенноморфный») синдром, включающий нарушения сна (пробуждение по утрам за 2 ч или более до обычного времени), утрату аппетита, потерю массы тела (5% в течение последнего месяца), выраженное снижение либидо (А.Б.Холмогорова, 2000).

Анализ причин депрессии, как правило, показывает, что в каждом случае имеется как биологическая причина (предрасположенность), так и неблагоприятное воздействие окружающей среды, однако соотношение этих факторов в каждом случае разное. Проявляется депрессия у всех по-разному, в структуре этого заболевания могут преобладать печаль, тоска, слабость и раздражительность; особой, но очень распространенной формой заболевания является состояние, когда болезнь проявляется только телесными симптомами (боли, неприятные ощущения в груди, животе, рвота) практически без признаков сниженного настроения и других психических проявлений.

Термин «депрессия» стал скорее бытовым, нежели медицинским понятием. Не всегда плохое настроение, чувство печали являются признаками болезни – способность к смене настроения есть важнейшая функция человеческой психики. В медицинской практике выделяют ряд заболеваний, сопровождающихся симптомами депрессии, которые условно называют «расстройствами депрессивного спектра». Эти расстройства имеют общие или схожие механизмы возникновения, но протекают по-разному, требуют разного лечения (Н.Г.Гаранян, 2000).

  1. Коррекция психоэмоциональной сферы

Психоэмоциональную жизнь современного человека определяют две тенденции. Первая тенденция характеризуется возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, чему способствует ряд особенностей современной жизни: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и ее стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. На это человек реагирует переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния. Вторая тенденция характеризуется негативным отношением к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль, как в политической, так и в личной жизни отдельного человека (Р.Мэй, 2001).

В современной культуре существуют и достаточно специфические психологические факторы, которые способствуют росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно затрудняют их психологическую переработку. Это особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях как отражениях более широкого социума. Эти установки становятся достоянием индивидуального сознания, создавая психологическую предрасположенность или уязвимость к эмоциональным расстройствам.

В наши дни употребление слов «депрессия» и «стресс» стало настолько обыденным и повседневным, что редко те, кто их произносит, задумываются над тем, что это серьезные психоэмоциональные расстройства.

На сегодняшний день существует огромное количество факторов, ведущих организм к стрессовому состоянию. Это может быть болезнь, развод, смерть близкого человека, увольнение с работы, катастрофы, неприятные новости и многое другое. Учитывая данный факт, не стоит забывать, что каждый человек уникален, поэтому реакция организма и психики на одно событие может быть совершенно различной у каждого индивида. Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. Стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия, или даже развиваться заболевания.

На фоне развивающейся инфраструктуры, информационных технологий и технического прогресса, проблема коррекции и профилактики психоэмоциональных расстройств, возникает все более остро.     Таким образом, не проводя своевременную коррекцию и предупреждение подобных состояний, могут возникнуть серьезные проблемы, как на уровне физического здоровья, так и межличностных отношений, карьеры и достижений.

В данной главе мы дали определение понятию психоэмоциональной сферы, описали ее составляющие. Указали на заболевания, которые могут возникать в результате дисбаланса психоэмоциональной сферы и ее перегрузки.  Действительно, очень важно вести гармоничную жизнедеятельность и в ответ на стрессы и перенапряжения использовать различные методы коррекции и релаксации.

 

Глава 3. Материалы и методы исследования.

  1. Ход проведения исследования

  1. Характеристика выборки

 

Исследование проходило в городе Новосибирске, в международной школе йоги, массажа и тибетских практик «Сурья».

В исследовании приняли участие 20 человек, из них 13 мужчин и 7 женщин. Средний возраст составил 22,15 года (от 20 до 25 лет).

 

  1. Методики исследования

 

Исследование проходило в несколько этапов.

На первом этапе всем испытуемым были предложены методики, для оценки психоэмоционального состояния, такие как:

  1. Опросник Басса-Дарки.

Разработан в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник состоит из 75 вопросов на которые испытуемому требуется ответить «да» или «нет».

  1. Шкала Спилбергера.

Шкала тревоги и тревожности Спилбергера состоит из 40 суждений, на которые испытуемому предлагается выбрать один из вариантов ответа. Данная шкала направлена на выявление реактивной и личностной тревожности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать различные ситуации как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

  1. Тест-опросник САН (самочувствие, активность, настроение).

Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение).

На втором этапе исследования испытуемые были разделены в случайном порядке на 2 группы.

Первая группа составила 10 человек, из них 7 мужчин и 3 женщин. Средний возраст группы – 22 года (от 20 до 23 лет). В данной группе проводилась звукотерапия посредством вибро-акустического массажа тибетскими поющими чашами, по 3 индивидуальных сеанса длительностью 1 час.

Вторая группа так же составила 10 человек. Из них – 6 мужчин и 4 женщин, средний возраст которых составил 22,3 года (от 20 до 25 лет). Во второй группе сеансы звукотерапии не проводились.

На третьем этапе исследования членам первой группы проводились индивидуальные сеансы звукотерапии с помощью вибро-акустического массажа тибетскими поющими чашами (далее МТПЧ).

МТПЧ представляет собой вариант звукотерапии, при котором воздействие звуком происходит непосредственно с помощью инструмента – тибетской поющей чашей. В данном исследовании был использован вариант терапии, составленный Суриковым В.П., который является базовым при проведении сеансов с тибетскими поющими чашами. Сеанс заключается в физиологичном и мягком вибромассаже всех участков тела человека, учитывая труднодоступные места, такие как внутренние органы.

Основные преимущества применения МТПЧ:

  1. Вводит в состояние глубокой релаксации.

  2. Гармонизирует мышечный тонус.

  3. Стимулирует жизненно активные точки.

  4. Помогает определить участки напряжения, блоки и зажимы.

Вибро-акустический массаж тибетскими поющими чашами проводился как индивидуальный сеанс длительностью 1 час в течение 3 дней подряд.

В работе использовался набор чаш различного диаметра в количестве 4 штук, колокольчики и средства ароматерапии.

Структура сеанса состояла из:

  1. Вводная беседа, в процессе которой испытуемому разъяснялись правила, процесс проведения и цели данного вида звукотерапии.

  2. Вводный транс. Испытуемый принимал исходное положение, лежа на спине и закрывал глаза. Трансовое состояние достигалось с помощью максимального сосредоточения испытуемого на телесных ощущениях с помощью инструкции: «Почувствуйте поверхность на которой вы лежите… Расслабьте свои ступни, почувствуйте как они наполняются приятным мягким теплом и светом… Тепло поднимается выше и расслабляет колени… Сбрасывает напряжение… Поднимаясь выше расслабляет мышцы и кости таза… Ноги полностью расслаблены и наполнены мягким приятным теплом…» и так далее, переходя на руки, мышцы спины, мышцы шеи, голову, грудную клетку и брюшную область. Тем самым приводя тело в состояние полного покоя.

  3. Проведение вибро-акустического массажа тибетскими поющими чашами. Испытуемому в состоянии релаксации предлагалось слушать звуки чаш и стараться «раствориться» в нем. В дальнейшем происходило извлечение звука из чаш в различных зонах тела испытуемого, непосредственное наложение чаш на определенные области тела испытуемого. В процессе массажа глаза всегда закрыты, положения тела меняется со спины на живот и на правый бок. В завершении массажа, выход из состояния релаксации производился мягким пробуждением колокольчиком и открыванием глаз.

  4. Обсуждение. Краткий обмен впечатлениями, в качестве обратной связи испытуемых.

На четвертом этапе исследования первой и второй группе было предложено повторное прохождение методик, то есть спустя 3 дня после первичного прохождения.

На пятом этапе, спустя 1 месяц после первичного исследования, двум группам вновь были предоставлены методики.

   

  1. Статистическая обработка

 

Статистическая обработка изучаемых нами данных проводилась по ряду нижеперечисленных показателей. В ходе анализа исследования были использованы показатели среднего значения. Изменения их приводились в процентном отношении, что улучшает наглядность.

Для исследования достоверности изменений до и после звукотерапии тибетскими поющими чашами использовался Т-критерий Вилкоксона. Критерий относится к непараметрическим показателям и применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью определяется, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Для проведения расчетов корреляционного анализа была использована статистическая программа Statistica 10 – универсальная система, предназначенная для статистического анализа и визуализации данных, управления базами данных и разработки пользовательских приложений, содержащая широкий набор процедур анализа для применения в научных исследованиях, технике, бизнесе, а также специальные методы добычи данных.

3.2 Анализ и интерпретация результатов

3.2.1 Оценка результатов исследования агрессивных и враждебных реакций

В результате обработки выполненных методик были получены следующие данные.

По опроснику Басса-Дарки, в группе проходившей МТПЧ, были получены следующие данные (Приложение №1, №2). Значительное снижение средних показателей по шкалам: раздражение на 27,27%; косвенная агрессия на 22,41%; физическая агрессия на 17,86%; вербальная агрессия на 16,05%, а так же улучшение по показателям шкал: подозрительность на 15,56%; чувство вины на 10,64% и обида на 7,50%. Каких либо изменений по шкале негативизм не выявлено (Рис. 1).

 

Рис.1

Различие выраженности агрессивных и враждебных реакций в группе проходившей МТПЧ (по опроснику Басса-Дарки).

 

Достоверность различий шкал данной методики (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) по показателям физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, подозрительность и вербальная агрессия. Исходя из полученных значений, можем предположить, что значительное снижение раздражения влечёт за собой снижение агрессивности и подозрительности.

В группе, не проходившей МТПЧ, были получены следующие результаты (Приложение №3, №4). Значительных снижений показателей по шкалам выявить не удалось. Показатель шкалы негативизм был увеличен. Достоверность различия шкал так же не было выявлено (Рис 2).

 

Рис. 2

Различие выраженности агрессивных и враждебных реакций в группе не проходившей МТПЧ (по опроснику Басса-Дарки).

 

3.2.2 Оценка результатов исследования уровня тревожности

 

Анализ полученных данных по шкале Спилбергера выявил следующие изменения (Приложение №5, №6).В группе проходившей МТПЧ значения реактивной (ситуативной) тревожности повысились на 7,31%, значения личностной тревожности снизились на 10% (Рис. 3).

Рис. 3

Различие выраженности тревожности у группы, проходившей МТПЧ (по шкале Спилбергера).

 

Достоверность различий шкалы Спилбергера (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) обнаруживается по шкале личностная тревожность. Данный результат может означать, что в процессе терапии, у испытуемых происходили разрешения внутренних конфликтов, разрядка глубинного напряжения, что вызвало снижение личностной тревожности и повышение реактивной (ситуативной) тревожности.

В группе, не проходившей МТПЧ, были получены следующие результаты (Приложение №7, №8). Реактивная (ситуативная) тревожность снизилась на 8,25%, значительных изменений личностной тревожности не произошло (Рис. 4).

Рис. 4

Различие выраженности тревожности у группы,  не проходившей МТПЧ (по шкале Спилбергера).

 

Достоверность различий данной шкалы (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) установлена по шкале реактивной (ситуативной) тревожности. Полученные данные могут свидетельствовать об изменениях, происходящих в повседневной жизни, которые таким образом отразились на тревожности испытуемых данной группы.

 

3.2.3 Оценка результатов исследования самочувствия, активности, настроения

 

Полученные данные по тесту-опроснику САН выявили следующие изменения (Приложение №9, №10). В группе проходившей МТПЧ произошли улучшения по всем шкалам: самочувствие на 26,76%, активность на 13,73%, настроение на 19,96% (Рис. 5).

Рис. 5

Различие выраженности самочувствия, активности, настроения у группы,  проходившей МТПЧ (по тесту-опроснику САН).

 

Результаты методики так же показали достоверность различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) по шкалам самочувствие и настроение. Таким образом, можем предполагать, что улучшение самочувствия соответственно вызвало улучшение настроения. По шкале активность процент улучшения был наиболее низким, относительно других шкал, статистическая значимость не выявлена. Данный результат может быть вызван тем, что испытуемым предлагалось сразу после терапии заполнять методики. Таким образом, находясь в состоянии «пострелаксации» испытуемые не указывали высокие значения по данной шкале.   

Данные, выявленные по тесту-опроснику САН, у лиц, не проходивших сеансы звукотерапии, отражают следующее (Приложение №11, №12): улучшение по показателям самочувствие на 9,7%; активность на 1,03%; настроение на 6,99% (Рис. 6).

Рис. 6

Различие выраженности самочувствия, активности, настроения у группы, не  проходившей МТПЧ (по тесту-опроснику САН).

 

Достоверность полученных различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) не выявлена, что говорит о ситуативной обусловленности изменений.

 

3.2.4 Оценка динамики изменений

 

По опроснику Басса-Дарки, в группе проходившей МТПЧ, спустя месяц после проведения звукотерапии были получены следующие данные (Приложение №13). Прослеживаются улучшения средних показателей по шкалам: подозрительность на 15,56%; косвенная агрессия на 13,79%; физическая агрессия и обида на 12,5% (Рис. 7).

 

Рис. 7

Различие выраженности агрессивных и враждебных реакций в группе, проходившей МТПЧ, спустя месяц (по опроснику Басса-Дарки).

 

Достоверных различий по шкалам (Т-критерий Вилкоксона, p<0,0500) не установлено. Данные результаты говорят об отсутствии сохранности полученных ранее улучшений по некоторым шкалам.

В группе, не проходившей МТПЧ, по опроснику Басса-Дарки спустя месяц были выявлены следующие показатели (Приложение №14). Снижение показателей по шкалам: чувство вины на 22,22%; негативизм на 16,66%; косвенная агрессия 12,28%. Показания по шкале физическая агрессия, напротив, увеличились на 12,72% (Рис. 8).

Рис.8

Различие выраженности агрессивных и враждебных реакций в группе, не проходившей МТПЧ, спустя месяц (по опроснику Басса-Дарки).

 

Достоверность выявленных различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) не установлена. Исходя из этого, можем предположить, что изменения шкал отражают влияния жизненных событий, происходящих в данный период.

По шкале тревожности Спилбергера спустя месяц у лиц, проходивших МТПЧ, выявлены следующие значения (Приложение №15): снижение реактивной (ситуативной) тревожности на 15,68%; личностной тревожности на 22,26% (Рис. 9).

Рис. 9

Различие выраженности тревожности у группы,  проходившей МТПЧ, спустя месяц (по шкале Спилбергера).

 

Установлена достоверность различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) по шкале личностная тревожность, что может служить выводом о сохранности полученных результатов в динамике, связанных с разрешением внутренних конфликтов и снятия глубинной тревожности.  

По шкале тревожности Спилбергера у лиц, не проходивших МТПЧ, существенных различий выявлено не было (Приложение №16; Рис. 10).

Рис. 10

Различие выраженности тревожности у группы,  не проходившей МТПЧ, спустя месяц (по шкале Спилбергера).

   

Достоверность различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) не выявлена, что может свидетельствовать о том, что при отсутствии воздействий изменения и динамики не происходит.

У лиц, проходивших сеансы МТПЧ, тест-опросник САН выявил следующие изменения (Приложение №17): повышения по шкале самочувствие на 13,06%; активность на 15,46%; настроение на 12,4% (Рис. 11).

Рис. 11

Различие выраженности самочувствия, активности, настроения у группы, проходившей МТПЧ, спустя месяц (по тесту-опроснику САН).

 

Достоверность полученных различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) были получены по шкале настроение. Таким образом, полученные данные могут свидетельствовать о динамике и сохранности полученных улучшений.

В группе, не проходившей МТПЧ, спустя месяц по тесту-опроснику САН были получены данные результаты (Приложение №18): повышение шкалы самочувствие на 13,99%; активность на 9,12%; настроение на 13,37% (Рис. 12).

 

Рис. 12

Различие выраженности самочувствия, активности, настроения у группы, не проходившей МТПЧ, спустя месяц (по тесту-опроснику САН).

 

Достоверных различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) не выявлено, что свидетельствует о ситуативной обусловленности.  

 

Выводы:

  1. Анализируя полученные результаты, по опроснику Басса-Дарки, достоверно  выявлены снижения у группы проходившей вибро-акустический массаж тибетскими поющими чашами по шкалам физическая, косвенная и вербальная агрессия, а так же раздражение и подозрительность. Динамика достоверно не выявлена. У группы, не проходившей данные сеансы, достоверных изменений при повторных предъявлениях не выявлено.

  2. Результаты, полученные по шкале тревоги Спилбергера, у лиц проходивших МТПЧ, выявляют достоверные снижения по шкале личностная тревожность, которые так же достоверны в динамике. У группы, не проходившей МТПЧ, достоверных изменений не выявлено при каждом предъявлении методики.  

  3. Данные, полученные по тесту-опроснику САН, у испытуемых проходивших сеансы звукотерапии, отражают достоверные повышения по шкалам самочувствие и настроение. Достоверность динамики выявлена по шкале настроение. У испытуемых, не проходивших сеансов звукотерапии, достоверность различий не установлена, достоверность динамики не выявлена.

Таким образом, достоверные изменения выявлены только у группы, проходившей вибро-акустический массаж тибетскими поющими чашами. Следовательно, данные сеансы звукотерапии действительно несут положительный эффект для коррекции психоэмоциональной сферы, который отмечается в динамике.  

Заключение

 

Целью данной работы являлось изучение возможности коррекции психоэмоциональной сферы звукотерапией.

В процессе работы, в рамках поставленных задач, мы изучили понятие арт-терапии и ее влияния на психоэмоциональную сферу. Описали понятие психоэмоциональной сферы, ее составляющих, указали на проблему её дисбаланса.

Было проведено эмпирическое исследование. Согласно нашей гипотезе предполагалось подтвердить, что звукотерапия поющими тибетскими чашами является эффективным методом коррекции психоэмоциональной сферы.

В ходе проведения исследования были получены следующие выводы:

  1. Выявлены достоверные различия между испытуемой и контрольной группой, где у испытуемых произошли значительные положительные изменения, сохранившиеся в динамике.

  2. Доказаны снижения агрессивных показателей шкал Басса-Дарки, после проведения МТПЧ, но динамический характер не выявлен.

  3. Подтверждены снижения показателей личностной тревоги шкалы Спилбергера, после проведения МТПЧ, показатели которой сохранились в динамике.

  4. Зафиксированы повышения шкал самочувствия, активности и настроения по тесту-опроснику САН у группы, проходившей сеансы МТПЧ, где в динамике сохранился высокий уровень настроения.

Таким образом, предложенная нами гипотеза подтвердилась. Вибро-акустический массаж тибетскими поющими чашами может быть применен, как эффективный метод коррекции психоэмоциональной сферы.  

 

   

 

Список литературы

  1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004. - 336с.

  2. Алтунин А. Психическая агрессивность // Студенческий меридиан. -1997, № 2, 9-10с.

  3. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. - СПб.: Питер, 1999. - 123с.

  4. Анисимов Б.Н., Кузнецов А.Н. Музыко-резонансная терапия. – М.: Элит клаб+, 2010. – 70с.

  5. Арт-терапия. ред.-сост. А.И.Копытин. - СПБ., 2001

  6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. - СПб., 2001, 156 - 165с.

  7. А.Холмогорова, Н.Гаранян. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств. - Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, 61-90с.

  8. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Прайм-Еврознак, 2003. - 672с.

  9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике - СПб.: Питер, 2002. - 528с.

  10. Вейн, А.М. Депрессия в неврологической практике / А.М.Вейн. - М.: Медицинское информационное агентство, 2002. - 160с.

  11. Генеалогия, механизмы формирования, клиника и основные принципы терапии соматоформных расстройств / Б.В.Михайлов, И.Сарвир, В.В.Чугунов, Н.В.Мирошниченко // Медицинские исследования. – 2001, Т.1, №1, 36 – 38с.

  12. Дженингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. - М., 2003.

  13. Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала". ред. А.И.Копытина. - СПб., 2002.

  14. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности.- Москва: Педагогическое общество России, 1999. - 620с.

  15. Изард К. Методы изучения эмоций // Эмоции человека. - МГУ, 1980. - С. 16, 99-116.

  16. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М.,1997

  17. Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.

  18. Коган С. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством. - М, 2000.

  19. Копытин А. Арт-терапия в эпоху постмодерна. СПб.: Речь, 2002

  20. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

  21. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. Стр 236

  22. Курбатова Т. Н. Структурный анализ агрессии // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии, 1995. - № 4

  23. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003с.

  24. Лебедев С.Н. Никомах и Боэций. К проблеме рецепции античной науки в квадривии Боэция // Старинная музыка, 2011, №2, с.2-11.

  25. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции  — М.: 1971.

  26. Лурия А. Р. Язык и сознание — М.: 1979.

  27. МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии //Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2005, Том 8, 1, с.10-23.

  28. Мэй Р. Проблема тревоги. - М., 2001.

  29. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи / А. П. Назаретян. – СПб.: Питер, 2004. – 242с.

  30. Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. - 256с.

  31. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

  32. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Под ред. А.Б. Смулевича. - М.: Русский врач, 2000. С. 78 - 105.

  33. Поспелова Р.Л., Холопов Ю.Н. Философия гармонии Боэция // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону: РГК, 2005, с.38-66.

  34. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

  35. Психофизиология. Словарь. авторы Безруких М. М., Фарбер Д. А., издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005

  36. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. - СПб.: Речь, 2008.

  37. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2001

  38. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000.

  39. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - с.81-89

  40. Соколова, Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств / Е.Т. Соколова // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - с.92 - 105.

  41. У.Джеймс. Научные основы психологии. М., 2003.

  42. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Просвещение, 1989.

  43. Хабирова, Е.Р. Тревожность и ее последствия / Е.Р. Хабирова // Ананьевские чтения - СПб., 2003. - С. 301-302.

  44. Хайкин Р. Б. Арт-терапия. СПб: Наука, 1992.

  45. Холмогорова, А.Б. Концепция соматизации. История и современное состояние / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Т.В. Довженко // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - Т. 10 - №4. - С. 81 - 97.

  46. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. - Феникс, 2008.

  47. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. - М.: Издательство Пирожкова, 2002.

  48. Шушарджан С.В. Тезисы и доклады: «I международный конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». М., 1998

  49. Hodnett, M.L. Toward professionalization of art therapy: Defining the field. American Journal of Art Therapy, 1972-73, 12, 107-118.

  50. Kliempt P, Ruta D, Ogston S, Landeck A, Martay K (August 1999). «Hemispheric-synchronisation during anaesthesia: a double-blind randomised trial using audiotapes for intra-operative nociception control». Anaesthesia 54 (8): 769–73 техника акустического захвата

  51. Kramer, E. Art therapy in a children's community. Springfield, Ill.: Charles С Thomas, 1958. Р.16

  52. McNiff, S. The effects of artistic development on personality. Art Psychotherapy, 1976, 3, 69-75.

  53. Naumburg, M. Dynamically oriented art therapy: Its principles and practices. New York: Grune & Stratton, 1966.

  54. Prinzhorn, H. [Artistry of the mentally ill.] (E. Von Brockdorff, Ed. and trans.). New York: Springer, 1972. (Originally published, 1922)