Skype: DoktorNN
e-mail: DoktorNN@mail.ru
Яндекс.Метрика

Интервью взято Рейн Грей

Перевод и дополнительный комментарий Ламы Лобсанг Молам

Ранее опубликовано как: «Тибетские поющие чаши - историческая перспектива».
Авторское право © 1989 Рэндалл Э. Грей.

Вступление

Со своей высокой и волшебной родины тибетские поющие чаши путешествовали по Гималаям, по долинам и по древним торговым путям. Эти таинственные предметы, доставленные на запад путешественниками реактивного возраста, вызвали интерес и любопытство по поводу их происхождения и традиционного использования. Однако их история лежала скрытой, как и таинственные Гималаи, затененные облаками.

Из-за военной оккупации коммунистическим Китаем Тибета в 1950-х годах и последующих, почти полного уничтожения его монастырей (и 1,2 миллиона тибетцев, многие из которых были монахами и монахинями, погибшими во время и после него), эзотерические знания о тибетских поющих чаш почти полностью исчезли. И хотя прошло уже более семнадцати лет с тех пор, как тибетские поющие чаши и их невероятные звуки были впервые представлены западному миру, о них мало что было написано.

Эта нехватка информации, наряду с моим собственным увлечением тибетскими поющими чашами, привела к моим исследованиям во время путешествий и жизни в Гималаях за последние десять лет. Однако после восьми лет поисков я обнаружил, что ни один из монахов или мирян, с которыми я разговаривал, не знал многого о тибетских поющих чашах. Поэтому я обратился к моему тибетскому зятю Ламе Лобсанг Молам с просьбой помочь мне.

Лама Лобсанг Молам, тибетский монах, родившийся в Лхасе, Тибет, в то время жил неподалеку в небольшом монастыре в Суямбунатх, Непал. Он заверил меня, что сделает все возможное, чтобы отыскать кого-нибудь, кто мог бы предоставить мне информацию. После нескольких месяцев наведения справок он однажды утром пришел ко мне с интересными новостями. Он нашел старого монаха, владеющего информацией, которую я искал.

Ниже следующая стенограмма приводится из записанного интервью с этим монахом, ламой Лобсанг Леше. Перевод и дополнительные комментарии были любезно предоставлены Ламой Лобсанг Молам. Я надеюсь, что публикация этой информации даст ответы на некоторые вопросы, относительно истории и традиционного использования тибетских поющих чаш.

Интервью

Рейн Грей
Санта-Моника, Калифорния
Сентябрь 1989

Рейн Грей: «Я сижу в Катманду, в Непале. Сегодня 7 октября 1986 года. И я сижу с моим другом, ламой Лобсанг Молам, монахом из монастыря в Свьямбу, Катманду, Непале. И мы здесь, чтобы обсудить историческое использование поющих чаш-колоколов и то, что мы смогли собрать воедино после восьмилетних исследований и попыток выяснить, что это за предметы. Лама Лобсанг будет выступать в роли переводчика, потому что с нами есть еще один монах, который владеет знаниями об этих поющих чашах из Тибета до того, как китайцы вторглись в Тибет. Лама Лобсанг,не хотите ли вы представить себя и нашего гостя? »

Лама Лобсанг Молам: «Да, это Лама Лобсанг Леше. Он приехал в Непал из Тибета до 1959 года. В Тибете он был монахом в монастыре Дрепунг, самой большой гомпе в Тибете. В Тибете есть четыре основных монастыря. Один из них называется Дрепунг Лозел Линг, другой - Дрепунг Гоманг, еще один - Нгапа Дартсанг, и еще один - Даянг. Их четыре. Итак, он из Дрепунг Лосел Линга.»

Лама Лобсанг Леше: «Тибетское правительство, Ганден Потанг, является.…Сначала Ганден Потанг стал монастырем Дрепунг. Пятый монастырь Далай-лама1 построил его в Дрепунге, его первый дворец находится в Дрепунгском монастыре. Так что эта поющая чаша живет за этим дворцом, которую мы зовем Кунгар Ава, его трон, как дом поющих чаш.

LLM: «Кое-кто, что постарше его, монах, сказал: « Эта поющая чаша появилась со стороны Индии, и до нынешнего Будды », которого мы зовем Санге Уасонг, она является « чашей для подаяния ». В то время эта поющая чаша использовалась как чаша для подаяния от предыдущего Будды»

РГ: «Будды Шакьямуни? Или предыдущего перерождения?»

LLM: «Нет, нет, нет, предыдущее перерождение – это третий Будда. Теперешний Будда- четвертый, не так ли? Третий Будда- Васонг.2 В то время они использовали эту поющую чашу как чашу для подаяний, а все архаты и ученики использовали поющие чаши для подаяний. Это учение является учением Будды Шакьямуни. В настоящее время мы не используем поющие чаши для подаяний; мы используем чаши для подаяний, сделанные из железа, они не являются поющими чашами ».

На фото: Лама Лобсанг Моламанд и Лама Лобсанг Леше

РГ: «Изготовлены только из железа? Не из металла, как для колоколов? »3

Л.Л.М.: Да. Итак, он сказал, что эта чаша находится в монастыре Дрепунг в Тибете. Пятнадцатого июля многие тибетцы посещают эту поющую чашу, а также весь монастырь Дрепунг, все люди приходят и наносят визит, и делают подношения, чтобы услышать эту поющую чашу ».

РГ: «Значит, эта чаша является реликвией, которую они выносят в это время года, чтобы показать людям?»

LLL: «Говорят, что эта реликвия, пришла из Индии и использовалась предыдущим Буддой, так что это очень ценная реликвия. Вот почему все хотят слушать эту поющую чашу, ее пение, ее звук. Итак, многие люди делают подношения этой поющей чаше и подносят  деньги этой поющей чаше. Итак, он сказал, что если у кого-то есть чистая или не чистая карма, если у кого-то есть отрицательная карма, они сами должны сказать об этом шепотом, они должны играть на ней палочкой. Если у кого-то много негативной кармы, эта чаша не издаст ни звука. Она издаст звук, но не такой приятный, он очень короткий и нечеткий. Если человек, который звонит, имеет чистую карму, чаша издает много пения и громкого звука, Ван, Ван, Ван, Ван, вот так. Она издает большой звук. Вот это то, что они говорят. Даже он это видел. Так что в Тибете у них только три поющих чаши ».

РГ: «Три из этих поющих чаш реликвии»?

LLL: «Да, реликвий. Одна находится в монастыре Дрепунгск. Еще одна -  в Нартанге. Нартанг - это большая типография.

РГ: «Где они публикуют и печатают книги, сутры. Кангьюр?»

LLL: «В западной части Тибета. Одним из них является монастырь Сакья. Кроме того, у них есть одна раковина, большая раковина, [которая] происходит от естественной земли. Поэтому говорят, что, если вы слушаете это пение или этот звук, тот, кто слышит этот звук, никогда не едет в Нарак. По этой причине…»

РГ: «А теперь, что такое Нарак?»

LLL: «Нарак это ад. Царство ада или нижнее царство. Никогда не уходит в более низкий.»

РГ: «Уровень существования? »

LLL: «Да»

РГ: «Тогда, когда они слышат этот звук, что он делает этим людям? Они получают некоторый опыт? »

LLL: « Да, у них много... каждый человек получит его в каждом отдельном звуке. Также некоторые очень высокопоставленные ламы, приходящие послушать эту поющую чашу, звук дает учение о широте и пустоте, много разных учений. Четыре учения Благородной Истины. Все они хотели, получить это учение»

РГ: «Значит, они получают какую-то передачу, учение от звуковой вибрации этой чаши?»

LLL: «Да»

РГ: «Так что же они делают, они играют на этой чаше и медитируют под этот звук?»

LLL: «Да. Кроме того, в монастыре Дрепунг есть много ученых, много геше, много-много, тысячи геше. Когда они слушают эту поющую чашу, монахи постарше идут посмотреть и послушать поющую чашу.4 Монахи медитируют под этот звук. Поющая чаша пуста. Каждый звук дает каждому человеку разное учение, вы знаете. Звук поющей чаши, или звук барабана, или звук раковины, или колокол, или тингшоу - все, что издает звук, это как учение ».

РГ: «Итак, тода ... этот звук можно сравнить с мантрой? Вы бы сказали так?»

LLL: «Не совсем мантра. Это дает учение Пустоты».

РГ: «Покажите ему надпись на этой большой чаше».

LLL: «У Ганденского монастыря есть чаша меньше, чем этого. Меньше, чем это.

РГ: «Более круглая».

LLM: «Да, более круглый»

РГ: «Да, я знаю этот стиль. Время от времени вы находите этот стиль, сейчас его трудно найти. Вот меньшая чаша. Подойдёт ещё так, а посередине это»

LLM: «Да».

РГ: «Чем объясняется тот факт, что таких поющих чаш так много? Если от этих трех оригиналов… они думают, что много других чаш были сделаны после них?»

LLM: «Да».

РГ: «На Западе было много путаницы, потому что люди пытались выяснить, чем они являются в течение ряда лет. Потому что…»

LLM.: «Он сказал, что сейчас много дубликатов, а три оригинала находятся в Тибете, он это знает. Сейчас кто-то делает маленькие чаши для подношения воды5, набор чаш для воды, все еще используют чаши для подношения воды,  не используют для еды6, в Тибете. Сейчас в Индии и Непале, может быть, их используют, они не знают, а потом они делают много дубликатов чаш. Так что теперь используют для э-э, возможно, как миски для приготовления пищи, или…»

РГ: «Потому что они не знают».

LLM: «Да, они не знают. На самом деле чаши эти только для звука. Теперь он сказал, что в Индии при жизни Будды Шакьямуни. Потому что чаша большая, очень большая и для звука. Когда многим монахам приходится устраивать пуджу, или собрание, или что-то еще, сначала они используют гонг для гонга. Бум бум. Тогда все монахи приходят. Если у кого-то есть «слух от бога», я имею в виду, что Архат имеет идеальный слух. Даже находясь далеко, они могут слушать.

РГ: «Таким образом, они способны слышать этот звук с большого расстояния».

LLM: «Да. Они приходят к месту Будд издалека. Иногда даже он издает звук естественным образом, может быть, как ветер или…»

РГ: «Вибрация».

LLM: «Да, вибрация. Когда приближается сильный ветер, он издает звук. Это может происходить благодаря Будде, от действий Будды. Он… когда он медитирует,…его действие вызывает звук»

РГ: «Через его энергию…»

LLM: «Энергия передается этому звуку. Передается поющей чаше или барабану, и они издают звук. И все боги и высшие существа, все ученики могут слышать учение по этому звуку, медитацию по этому звуку. Таким образом, разные существа получают разные учения по этому звуку. Да, иногда Будды не дают учения речью из уст, из сердца, вся энергия идет на то, чтобы поющие вещи издали звук. Таким образом, эти звуки являются результатом действий Будды или энергии от Будды передает учение. Иногда Будды действуют не физическим телом, а энергией ».

РГ: «Передача другими способами».

LLM: «Передача другим существам».

РГ: «Кармапа, когда он был жив, слышал, как группа западных людей играла в эти поющие чаши, они играли для него. И сам Кармапа сказал, что этот звук поющей чаши – есть  звук Пустоты7. Как вы думаете, что он имел в виду?

LLM: «Большинство людей не знают, просто слушают звук. Кто-то, у кого есть пустота, медитация, самадхи, они определенно учатся у этих поющих чаш ».

РГ: «Так вы думаете, что эти поющие чаши были сделаны в восточном Тибете, недалеко от границы с Китаем, что прежде была Китайская граница?»

LLM: «Китайская граница. Лама Леше говорит, что они очень высокого качества, внутри чаш много разных драгоценных камней, золота, серебра, много разных драгоценных камней смешано в них. Раньше у них был один набор чаш для подношений, мы называем их «MegoGutsag». Если мы видим девять голов, то чаша действительно очень ценная».

РГ: «А что это за головы?»

LLM: «Они говорят« MegoGutsag ». У них там было две фабрики, одна в Джанге, другая в Хоре. Джанг сделал свой знак, девять голов - это знак фабрики Джанга. Хор имеет… в Хоре они делают на чашах так много отметок, что это значит, что они сделаны в Хоре ».

РГ: «Эти девять голов, они врезаны в металл? Как это все помещается в металл? Это все равно, что знак производителя, верно?

LLM: «Нет, нет. Если вы посмотрите на знак со стороны, он выглядит как девять, девять голов, одна поверх другой. Мы можем видеть их, очень четко. У одной так, у другой вот так. Итак, девять, мы можем это видеть»

РГ: «Как у посоха Падмасамбхавы, где есть три головы, и одна наверху другой».

LLM: «Да, да»

РГ: «Я заметил, что он смотрел на эту чашу и искал что-то. Он смотрел и хотел что-то так увидеть? Он смотрел на дно, очень внимательно осматривал дно. Многие из этих чаш были очень старые и изношенные, имеют отметины от ударов».

LLM: «Да, отметины от ударов. Чаша определенно изготовлена в Хоре, судя по этим отметкам».

РГ: «До вторжения китайцев Хор был известным металлообрабатывающим центром?»

LLM: «Известным до того, как китайцы вторглись в Тибет. Хор был знаменит. Никто не может воспроизвести такое качество».

РГ: «Так вы думаете, что эта техника, кто бы ни имел секрет изготовления чаш, сейчас утеряна?»

LLM: «Думаю, что да. Очень давно»

РГ: «Сколько ему лет, Ламе ЛобсангЛеше? Знает ли он хоть приблизительно, сколько ему лет?

LLM: «Семьдесят».

РГ: «Потому что в наших расспросах, в попытках получить эту информацию о тибетских поющих чашах, мы сначала спрашивали Ама-ла, и она тоже.… Сколько лет Ама-ла сейчас?

LLM: «Пятьдесят восемь».

РГ: «Я пытаюсь найти какую-либо информацию об этих поющих чашах уже более восьми лет. И расспрашивал о них здесь, в Азии, во многих местах, работал с книгами в библиотеках и в великих музеях мира»

LLM: «Когда он был молодым, у него было много учителей старше его, они говорили так, что он слышал. У них был один набор из семи поющих чаш с девятью головами, которые они называют Джанг. Они сказали, что это действительно ценные чаши, и будьте осторожны с ними, давайте их не трогать детям. Если их разобьют, то будет очень трудно достать другие. Потому что он сказал, что в то время в Тибете правили четыре короля. После этого они сделали Джанг и Хор ».

РГ: «Мне интересно, в чем заключается значение этой поющей чаши и этого звука для Запада. Падмасамбхава сказал, что «Когда летит железная птица, Дхарма распространится на Запад». Итак, я уже много лет чувствую, что каким-то образом этот звук важен для мира, потому что этот звук является звуком Дхармы. И он несет Дхарму, независимо от того, осознают это люди или нет, потому что в моем опыте со многими типами людей, буддистами или не буддистами, молодыми людьми и очень пожилыми людьми, всех привлекает этот звук. И, в частности, они не могут точно сказать, почему, но им нравится слышать этот звук. Так что это очень ценится в западном мире. Теперь, когда Дхарма становится настолько сильной в западном мире, мое интуитивное чувство состоит в том, что этот звук имеет какое-то значение для современного мира. Что возможно, в то время было написано, что все станет сложнее, что одна раса людей попытается захватить мир. И что тогда просвещенные существа соберутся в этом месте, Шамбале. Я думаю, что есть какая-то связь между этим звуком и Шамбалой. Таково мое ощущение, я не знаю. Я думаю, что каким-то образом звон этих колоколов, этот звук каким-то образом соберет эту позитивную энергию, эту силу для того, чтобы дать отпор тем людям, которые пытаются разрушить мир».

 

LLM: «Да».

РГ: «Если это звук Пустоты и звук Дхармы, то звон от этих колоколов доносит силу Дхармы»

LLM: «Если у кого-то есть семена Дхармы, у западного человека или восточного, это не имеет значения»

РГ: «Тогда этот звук пробудит это семя?»

LLM: «Да, если Дхарма идет на Запад, Гуру Падмасамбхава сказал, что« Дхарма идет на Запад » что означает, что у них определенно есть семена. Конечно, у всех живых существ есть семена просветленных существ, по природе от Дхармы, от Будды. Итак, прежде все учения были в Азии, большинство учений происходило из Азии. Так что да, да. Кроме того, Будды сейчас нет в этом мире. Так много других миров его имеют презентация сейчас, он преподает. Итак, Будды здесь нет, но его Дхарма здесь. Таким образом, поющая чаша может дать учение тому, у кого есть семена Дхармы. У каждого живого существа есть своя натура, много разных «ушей». Вот почему, да, конечно, поющая чаша может дать вам Дхарму. Вы действительно имеете эту связь с этим Буддой или Шамбалой, то же самое, как связь поющей чаши и тех звуков, которые связаны с Шамбалой. Это означает, что звук поющей чаши дает вам учение, и тогда вы можете отправиться в Шамбалу. Это действительно связь. Сейчас Будды здесь нет, но поющая чаша есть. Кто-то, кто может играть на поющей чаше, действительно, сразу же сможет получить учение Будды. Тогда вы можете медитировать по этому учению или под этот звук, с помощью колокола вы можете стать просветленным. Звук поющей чаши, звук колокола, звуки тингшоу действительно невероятны. Не как обычные звуки»

РГ: «Да, да, это то, что я чувствовал все это время. Потому что звуки от этих инструментов не похожи ни на один другой инструмент в мире. Совершенно невероятное качество звука».

LLM: «Вот почему колокол, эти поющие чаши… обычные люди не делали их, они пришли от Будды. Тот, кто слышит, как они звенят, бесформенное существо или существо с формой, или…неважно. Если вы звоните в колокол, если вы не получили никакого обучения, кроме других существ…в этом доме есть много живых существ, также без формы можно услышать это, звук. И они могут иметь учение ».

РГ: «Таким образом, это влияет не только на человека, который его использует, но и на всю окружающую среду. Звук действительно разносится очень далеко, даже когда мы не можем его физически услышать ».

Л.Л.М.: Да. Кроме того, когда мы играем в тингшоу, все духи, голодные призраки появляются, но мы не видели этих существ. Через тысячи километров они могут услышать этот звук, который говорит: «О, что-то там есть!» Итак, звук невероятный».

РГ: «Итак, мы можем сказать, что эти вещи являются инструментами, они являются инструментами для трансформации, чтобы превратить наше обычное существо в более высокое царство природы Будды. Можем ли мы это сказать?

LLM: «Да, мы можем так сказать. Кроме того, за пределами Будды кто-то без речи преподает это учение. Действием, только действием тела, 8 они не говорили, те архаты. Будды не было в мире времени, Архат грядет. Архаты, преподающие учение, но без звука, просто показывающие телом. Тот, у кого есть семена, тотчас же получает учение. Так же, таким же образом. Если вы звоните в поющую чашу, если вы не получили учение, но кто-то другой получил учение. Итак, почему мы сделали эти поющие чаши, почему мы делаем колокола и цимбалы, барабаны, раковины, почему, вы знаете? Каждая вещь дает разные учения. Также раковина издает для вас много громкого голоса»

РГ: «Большой звук, мощный звук».

LLM: «Звук, большой звук. Звук раковины предназначен только для использования Дхармы. Для вызова монахов или для совершения пудж. Поэтому мы называем это Дхармачакра, звук раковины, мы говорим так. Даже Будда Шакьямуни после своего просветления в течение 49 дней не преподавал никаких учений. Он знал, что он просветленный, но живые существа не знали, что он просветленный. Поэтому он действительно был грустный. Он подумал: «Теперь я лучше пойду в лес, никто не знает мою правду». Поэтому глава богов и царь богов сказал: «Пожалуйста, дай учение». Знаете, он дает раковину, а это значит, Дхармачакру. Кроме того, он играет на этой раковину вaaaaaa, издавая звук, который означает, что Дхармачакра издает звук. Вот почему он издает…иначе он может дать другое или что-то. Потому что Дхармачакра… звук раковины - это дхармачакра »9

РГ: «Итак, в традиции буддизма даже с самого начала, с первого учения Будды, есть ли такая традиция использовать звук вместе с учением?»

Л.Л.М.: «Да. Поэтому он дал учение. Четырех Благородных Истин, первое учение. Кроме того, если мы играем на поющей чаше, какой-то Архат действительно здесь присутствует, на самом деле у них может быть много учений, пустота и широта, они имеют очень глубокие учения. Конечно. Этот звук Ван, Ван, Ван, Ван, Ван означает пустоту, пусто, пусто, пусто, пусто. Учение о пустоте является вершиной учения, сущностью Будды. Суть учения Будды, да, учения Будды означает,… что есть суть учения Будды? Это учение Пустоты, высшее. Если тот, у кого уже есть бодхичитта, если у вас уже есть бодхичитта, но вы не получили учения о Пустоте, вы никогда не станете просветленным, вы никогда не получите просветления ».

ЛЛЛ: «Гуру Ургьен Ринпоче говорит, что в то время, когда идет его текст, учения. Приходит одно время, приходит один человек, потом приходит кто-то, чтобы взять это…»

РГ: «Чтобы заново открыть этот скрытый текст» 10

LLM: «Скрытый текст означает, что да».

РГ: «Итак, в каком-то смысле это может быть открытием заново чего-то, что было спрятано в течение нескольких лет. Потому что кажется, что многие люди, которых я опрашивал, не знают об этом ».

LLM: «Они не знают».

РГ: «Так, может быть, нынешний век и есть то время, когда это должно быть заново открыто».

LLM: «Они не знают, но если они слышат этот звук, то он им нравится. Знают что-то счастливое»

РГ: «Да, да, там есть притягательно».

LLM: «Действительно. Это очень мирное звучание. То есть, о чем Гуру Ринпоче говорил уже ранее»

РГ: «Так что на самом деле это очень ценные вещи, которые мы должны очень бережно хранить».

Л.Л.М.: Да. Итак, кто открыл поющую чашу на Западе? Да это просто естественно. Приближается время Тибета. Иначе кто найдет звук поющих чаш? Естественное пришествие, все больше и больше сейчас возрастание дхармы и звука всех поющих чаш, медитация - все это идет в дхарму на западе ».

РГ: «Очень интересно. Что ж, я надеюсь, что когда-нибудь кто-нибудь найдет некоторые из этих скрытых текстов, которые действительно скажут нам, как использовать эту поющую чашу, тем временем мы просто должны сидеть мирно, сидеть тихо, и пусть наши интуитивные чувства скажут нам как их использовать ».

LLM: «Кроме того, возможно, после того, как мы пойдем в Тибет, и вы пойдете в сторону Тибета. Также одна реликвия, поющая чаша, все еще находится там сейчас»

РГ: «Да, я бы хотел это увидеть».

Л.Л.М.: «Да, вы можете это увидеть и спросить тех, кто отвечает за поющие чаши. Также большинство пожилых монахов знают о поющих чашах. На сей раз, как и я, молодые монахи, не знают. Они говорят: «Что это?»»

РГ: «Да, поэтому было так трудно найти эту информацию».

Сноски

  1. Далай-лама буквально означает «Океан мудрости». Он является духовным и светским главой Тибета. Далай-лама - это Царь Бога, являющийся физическим проявлением Авалокитешвары (по-тибетски Ченрезига), Бога Сострадания. Нынешний Далай-лама, Тензин Гьялцо, является 14-м перерождением.
  2. Согласно традиции тибетской махаяны, в прошлом было много Будд, и еще больше будет в будущем. Следующий придет Будда известный как «Майтрейя». Интересно отметить, что один из переводов названия Майтрея - «гармонический резонанс»!
  3. Согласно тибетским источникам, поющие чаши считаются изготовленными из сплава, состоящего из (в зависимости от того, с кем разговаривают) пяти, семи или девяти различных металлов. Легенды утверждают, что одним из этих металлов является метеоритным железом. Было выдвинуто предположение, что такое использование метеоритного железа может быть одной из причин, по которой тибетские колокола имеют такие удивительные звуки. Поскольку метеориты, найденные в Тибете, прошли через более тонкий слой кислорода, было меньше выгорания метеоритного железа, поэтому обнаруженные там метеориты могут иметь качество, отличное от любых других, найденных в мире.
  4. Перед этим интервью Лама Леш заявил, что он видел более четырех тысяч монахов, одновременно играющих на поющих колоколах-чашах во время религиозной церемонии в монастыре Дрепунг.
  5. Это относится к тибетскому обычаю подношения воды, помещенной в семь чаш на алтаре каждое утро. Это делается как в монастырях, так и в домах, поскольку у каждого домохозяйства есть свой собственный алтарь. Хотя вполне возможно, что маленькие поющие чаши могут быть использованы для подношений воды, традиционная форма чаш для подношений воды значительно отличается от формы любой поющей чаши.
  6. Проводя исследования в Гималаях в течение последних девяти лет, они также спрашивали многих непальцев об использовании поющих чаш-колоколов. Несколько раз опрошенные утверждали, что эти чаши использовались как миски для еды. Кажется, что непальцы, не зная о традиционном тибетском использовании чаш, как инструментов для создания звука, просто используют их в качестве утилитарных предметов.
  7. По словам Генри Вольфа. См. Примечания к альбому «TIBETAN BELLS II» Генри Вольфа и Нэнси Хеннингс, (c) 1979, Pacific Arts Records.
  8. Это относится к использованию жестов рук и тела (санскрит: мудра), символизирующих различные концепции Дхармы. Это похоже на использование языка жестов.
  9. Дхармачакра означает «колесо Закона». Это относится к первому учению Будды Шакьямуни (см. Четыре Благородные Истины), когда он приводил в движение колесо (чакру) закона (Дхармы).
  10. Скрытые тексты - это один из восемнадцати типов скрытых сокровищ (тиб.: Дерма), которые, как говорят, Падмасамбхава спрятал в пещерах, горах и т. д. Эти тексты содержат ценные учения и информацию, которые были спрятаны, чтобы сохранить их для будущего, когда они понадобятся.

Словарь санскритских и тибетских терминов

Архат - исторически один из 500 человек, который достиг просветления, следуя учениям Будды при его жизни.

Бодхичитта - ум просветления

Дхарма - Учение Будды.

Монастырь Дрепунг - один из четырех великих монастырей секты тибетского буддизма Гелукпа. Расположенный в Лхасе, столице Тибета, это был крупнейший монастырский комплекс в Тибете и в мире. Говорят, когда-то здесь жили более 10000 монахов.

FourNobleTruths - Из первого учения, данного Буддой Шакьямуни после его просветления, в парке Оленей, что находится около современного Варанаси в Индии. Это:

  1. Все существование влечет за собой страдание (Истина страдания).
  2. Страдание вызвано невежеством, которое порождает страдание, которое порождает жажду и иллюзию (Истина Причины).
  3. Есть конец страданиям, и это состояние отсутствия страданий называется нирваной (Истина о Вымирании).
  4. Нирвана достигается благодаря практике Восьмеричного Благородного Пути (Истина Пути).

Геше - буквально «духовный друг». Тибетский монах, достигший уровня, равнозначного докторской степени по буддийской философии или магистра метафизики. Для получения этой степени требуется обширное обучение, обычно продолжающегося более двадцати лет.

Гомпа - тибетский монастырь.

Канджур - один из двух наборов религиозных книг по тибетскому буддизму.

Карма - универсальный закон причины и следствия.

Кармапа - глава секты Кагью тибетского буддизма.

Лама - обычно используется здесь, на Западе, для обозначения тибетского монаха. Буквально «высший».

Мантра - «Звуковой инструмент». Мистическая формула заклинания или перевоплощения, существенная в тантрической практике.

Падмасамбхава - индийский тантрический учитель 7-го века, который путешествовал по Тибету, распространяя учения Будды и благодаря своим чудесным способностям обращал людей в буддизм.

Пуджа - религиозный ритуал.

Шакьямуни - буквально «Мудрец клана Шакья». Обычное буддийское имя для исторического Будды.

Шамбала - мистическое царство, которое, по поверию тибетцев, существует, скрытое за далекими снежными горами к северу от Гималаев. Говорят, что линия просветленных царей охраняет высшую мудрость на то время, когда все духовные ценности в мире за пределами Тибета будут потеряны в войне и в разрушении. Тогда, согласно пророчеству, великий царь выйдет из этого святилища, чтобы победить силы зла и установить золотой век.

Сутры - Писание или книга, содержащая беседы Будды, его учения и афоризмы.

Пустота (Санскрит: Шуньята. Тибетский: Тонг-па-ньи) - буддийская концепция конечной природы реальности. Относится конкретно к отсутствию присущей себе сущности во всех явлениях и существах.

Тингшоу – разновидность тибетского колокола, обычно встречающаяся в паре с кожаным ремнем или металлической цепью, прикрепленной между ними. Они выглядят как маленькие «летающие тарелки», изготовленные из сплава многих металлов и при ударе друг о друга создают поразительно чистый резонансный тон. Традиционно используется для подношения «голодным призракам» и в сочетании с «БардоТодол» («Освобождение через слух»), в тибетской церемонией для умерших.

Источник: https://www.bodhisattva.com/tibetan-singing-bowl-history/#

 

Перевод: Сальникова Нина