Skype: DoktorNN
e-mail: DoktorNN@mail.ru
Яндекс.Метрика

Интерью Виктора Огуй (Цереинг Нгодруб) Соколовскому Алексею (Миларепе)

Сегодня мы взяли интервью у целителя и мастера тибетских поющих чаш Виктора Огуй. Он рассказал об истинных и мнимым секретах этого удивительного явления.

  • … о падающих метеоритах, из которых делают чаши и ритуальные кинжалы…
  • … о двух системах «музыки Чакр»….
  • … о невероятно легких гигантских поющих чашах японских монахов…
  • … как поющие чаши связаны с гигантскими ступами Будды, разбросанными по всей Азии…
  • … о том, как медицина доказала эффекты воздействия Тибетских поющих чаш…
  • … и почему использование тибетских поющих чаш – это, по сути, Шаманизм!..

Но сначала – короткая информационная справка

Что такое массаж тибетскими поющими чашами? Это бесконтактные и контактные методы воздействия на тело пациента (или любого, иногда вполне здорового человека) звуком, извлекаемым из тибетской чаши. Такие чаши  – не музыкальные инструменты. Это особым образом выкованные из 5 или более металлов и звучащие чаши, обладающие специфическими свойствами – которые позволяют воздействовать на физическое тело человека, ЦНС и ПНС, ткани и органы, системы органов. Кроме того, тибетские поющие чаши обладают свойствами, пока не доказанными наукой – «эзотерическими». Во многом этим и определяется их комплексное целительное воздействие. (информация из книги В. Огуй «Тибетские поющие чаши: Метод естественного оздоровления).

поющие чаши огуйНа вопросы VEGETARIAN отвечал Мастер-Звука и Тибетских поющих чаш, личный ученик ламы Пемы Рангдрола, Доктора Тибетской медицины Ниды Чангцанг, организатор исследовательских и практических экспедиций в Тибет (Кайлас-Манасаровар-Гуге), Ладакх (Малый Тибет), Гималаи (Непал: Аннапурна, пещера Миларепы), Места Силы Хакасии (природный комплекс «Сундуки», «Тропа Предков», Озера Беле и Тус, Пещеры: Кушкулакская, (Ящик Пандоры), Мастер-Массажа, Целитель, Мастер традиционного Рэйки, Мастер-преподаватель в рамках Международного Фестиваля «Зов 13-ти шаманов» в Туве, Почетный член Российской лиги массажистов, а так же член Ассоциаций: Российской Ассоциации по Спортивной Медицине и Реабилитации Больных и Инвалидов, Национального общества эстетической медицины, Российской профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины (РАНМ)  автор многочисленных книг и учебников по Массажу – Tcering Ngodrub (Церинг Нгодруб \ Doktor) Виктор Огуй.

Итак, интервью с Мастером Звука

Алексей Соколовский, корр. Vegetarian:
– Виктор, в последнем йога-туре в Гималаи, ты подарил мне свою самую «свеженькую» книгу  про Тибетские чаши («Тибетские поющие чаши. Метод естественного оздоровления»). Больше всего меня «зацепила» такая фраза, цитирую:
Виктор Огуй (В.О.): «Все связанное с Тибетом и Азией, окутано сегодня ореолом мистики и всевозможными мифами, среди которых есть абсолютные сказки, но есть и реально существующие феномены. Часть из них возможно объяснить с научной точки зрения, а часть существует, но объяснению в знакомых терминах пока не поддается. Многое, в угоду коммерческому интересу, подносится как мистические откровения древних и тайные знания. А многое, действительно, умалчивается из-за секретности практик. Эта секретность обоснована тем, что Тибетские поющие чаши являются очень сильным терапевтическим и целительским инструментом в умелых руках Мастера. А вот в неумелых, неопытных или некомпетентных руках этот тонкий инструмент может принести вред, как пациенту или практику, так и терапевту».
Так вот, у меня сразу возникло несколько вопросов!

1)    Расскажи какой-нибудь мистический и вдохновляющий миф про Тибетские чаши! Я знаю миф о том, что на улицах в Индии и Непале можно купить такую чашу – в любом сувенирном. Теперь знаю что это миф :). А еще слышал «байку», что якобы во время Культурной революции монахи делали вид, что кушают из тибетских чаш, чтобы не отобрали китайцы. В йоге есть миф  – или символ – про металлический кувшин или чашу «Калаш», которая дает Просветление. На изображениях ее рисуют украшенной цветами и заткнутой кокосовым орехом, который сам по себе в символике йоги означает Просветление. Какие любопытные мифы связаны с Тибетскими поющим чашами?
поющие чаши огуй

Алексей, такую чашу, которая будет «рабочая» как в научном смысле, так и в эзотерическом – т.е. будет обладать определенными феноменами воздействия на человека – действительно, купить в ЛЮБОМ магазине Непала или Индии практически невозможно. В таких магазинах можно купить хорошую сувенирную чашу. Она может красиво звучать, быть красиво оформлена – с узорами и пр. Но, скорее всего, у нее будет отсутствовать Душа.

Да, все то что ты перечислил, скорее всего не столько миф, сколько легенда.  Позволь, я начну все же не с Мифов, а с исторических моментов, скорее подтверждающих ценность Тибетских поющих чаш и в наше время, и в прошлом. Например, практически все изображения многих Будд и Бодхисаттв в мирной форме имеют чашу. Например, Будда медицины изображается с цветком Аруры в одной руке, и чашей с нектаром долголетия\бессмертия. Эти чаши, еще называли ПАТРА (чаша для подаяния). И по сей день, буддийские монахи в юго-восточной Азии (Таиланд, Камбоджа, Бирма) собирают подаяние в чаши. И в Японии так же! Я своими глазами видел в Осаке старца, собирающего подаяние на деревенский храм в подобную чашу.  А раз уж мы вспомнили Японию, то я в двух словах, поделюсь о Поющих чашах в Японской традиции. Так вот, в буддийских храмах в Японии, присутствуют особенные поющие чаши. Они отличаются от тех чаш, которые часто сегодня привозят путешественники из Индии и Непала.  Эти чаши имеют другую форму и совершенно другую технологию производства. Они очень легкие, несмотря на свой внушительный размер. При этом, они явно обладают некими характерными свойствами. Например, огромная чаша в Храме Будды Медицины и 12-ти генералов Защитников в городе Нара

Якуси-дзи(яп.薬師寺Якуси-дзи?) — древний буддийский храм в Японии в городе Наре. Храм охраняется как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм представляет традицию хоссо. Храм знаменит скульптурной триадой Якуси, включающей Якуси-нёрай (Будду медицины) и бодхисаттв Чандрапрабху и Сурьяпрабху. Храм входит в число семи крупнейших южных храмов юга.

обладает специфическими свойствами. Всем вышеизложенным я хочу сказать, что само по себе присутствие Поющей Чаши исторически закономерно. Вернее, интерес к феномену поющих чаш. Японские монахи неохотно делятся с иностранцами информацией и очень скупо отвечают на наши вопросы. При этом, они все же подтверждают, что поющие чаши в Японии были всегда, но никогда там не производились. Предположительно, они попадали туда из Китая вместе с буддизмом и буддийскими миссионерами, если корректно так сказать.

поющие чаши огуйА теперь то что касается Мифов о тибетских поющих чашах.
Большинство мифов сформировалось в результате перевода на русский язык книг Аннеке Хойзер «Поющие чаши. Упражнения для личной гармонии» и Евы Руди Янсен «Поющие чаши. Практическое руководство по применению» в 2005 году. С развитием сети интернет, стали появлятья и самопорожденные мифы: турист побывал в Непале или Индии, ему продали поющую чашу и, в добрых тардициях Востока, рассказали множестов красивых сказок :). Большинство именно этих мифов и кочует сегодня со страницы на страницу интернета.
Первый и самый распространенный миф – что в составе сплава тибетских поющих чаш в древности обязательно должно было быть метеоритное железо. И, авторы этого мифа объясняют это тем, что Тибет расположен в высокогорье и из-за меньшей «толщины» атмосферы метеориты не сгорали полностью, и найти их было проще.  И больше их долетало до земли. Почему их и использовали кузнецы и мастера производящие поющие чаши. Возможно, такую аналогию провели в следствии того, что некоторые ритуальные предметы в тантрическом Буддизме действительно производятся из метеоритного железа или с его применением. Я лично общался с Мастером в России, у которого есть разрешение и передача от своего Ринпоче, на производство ритуальных кинжалов «Пурба» с применением (имеющим в своем составе) метеоритное железо. А вот что касается поющих чаш… То нет такой уверенности.

поющие чаши огуйЕще один известный и широко тиражируемый миф о том, что у каждого органа в человеческом теле есть своя частота вибрации в герцах, и подбирают чаши со звучанием соответствующим здоровой частоте того или иного здорового органа. Извлекают из нее звук, и больной орган начинает подтягиваться посредством звука (вибраций) этой чаши к здоровым вибрации. На сегодняшний день, это, к сожалению, миф – из-за того, что научных публикаций по соответствию частоте колебаний свойственным тому или органу в организме, к сожалению, мне найти не удалось. Но этот миф, скорее относится к феноменам. :) Ну, ты понимаешь?! Феномен – это значит научного доказательства нет, а эффект все же есть. Т.е. с точностью до герца воздействовать нельзя, но отметить определенные закономерности в воздействии тех или иных чаш на тот или иной орган, можно. Лично мое мнение, что такие исследования и проводились и существуют, но… они сегодня тщательно засекречены! Так же, как по-сей день секретно, многое о звуке, поющих чашах и ритуалах с ними – в древних традициях Бон-По (древний Тибет).

Похожим образом, можно рассмотреть и Миф о так называемых «Планетарных чашах», частота колебания которых соответствует частоте той или иной планеты. Чаще всего ссылаются на Ганса Кусто, Иоахим-Эрнест Берендт и Райнер Тилльманн, которые изучали частоты  и связывали их в соответствии планетарным частотам. К сожалению, мне так же не удалось найти первоисточники, где бы описывались исследовательские работы.

Еще один ооочень распространенный миф о некоей мистической и тайной последовательности звуков соответствующим чакрам… (Я это подробно разбираю в своей книге «Тибетские поющие чаши. Метод естественного оздоровления»). Более того, многие школы в Непале и Росси о которых я знаю, предлагающие обучение практикам или массажу с тибетскими поющими чашами, и преимущественно сводят воздействие ТПЧ преимущественно к их звуку как к музыке, либо к эзотерическим аспектам, например – соответствия тех или иных нот энергетическим центрам человека – чакрам. При этом, некоторые школы ссылаются на некие «таинственные знания», переданные им Мастерами, производящими чаши в Непале, и которые предлагают совершенно иное, чем в традиционной ведической системе, соответствие нот чакрам. Например, предлагается такая версия Ведической (Индуистской) системы характеристик чакр и соответствия нотам.

Чакра Нота Цвет
Сахасрара си B фиолетовый
Аджна ля A синий
Вишуддхи соль G голубой
Анахата фа F зелёный
Манипура ми E жёлтый
Свадхистана ре D оранжевый
Муладхара до C красный

А затем, приводится следующая таблица, которую называют «Тибетской» или «переданной из Тибетских монастырей» (только вот никто не дает точных контактов этих самый монастырей):

 

Чакра Нота
Венечная чакра си B
Третий глаз ми E
Горловая чакра ля A
Сердечная чакра ре D
Солнечное сплетение соль G
Крестцовая чакра до C
Корневая чакра фа F

В данном случае необходимо прояснить ряд важных моментов! В результате общения с ДЕЙСТВУЮЩИМИ и ПРАКТИКУЮЩИМИ Докторами тибетской медицины в Ладакхе, Дхарамсале, Лхасе, Шигадзе, Европе и пр., а также на основе того, что научно доказуемо и исторически, –  надо сказать следующее.

В Традиционной тибетской медицине существует два вида анатомии:

  • Обычная анатомия,
  • и особая анатомия более тонкого уровня, которая упоминается, как в «Бум Ши», так и в «Джуд Ши» (трактаты по Тибетской медицине).

Исторически системы познания чакр и каналов развивались в двух направлениях. Одно из них рассматривает чакры и каналы, как часть тайных тантрических учений, и эти знания никогда не передавались публично. Второе рассматривает тонкую анатомию как неотъемлемую часть тибетской медицины. Например, Доктор Нида Ченагцанг написал диссертацию бакалавра по тонкой анатомии под руководством профессора в университете Лхасы (Тибетский Автономный Район Китая), и преподает часть ее в разделе курса «Внешние процедуры. Ку-Нье-2» в Европе*.
Он говорит о том, что Чакры – это энергетические центры, в которых энергия порождается и передается в остальные части тела по системе различных каналов. Тонкий аспект энергии пяти элементов является источником пяти чакр, а на более грубом уровне – всех компонентов физического тела. Дыхание связано с энергией элементов пяти чакр (на внутреннем уровне каждой чакре соответствует один из «ветров», связанный с элементом чакры), и каждый вздох связан со всеми пятью «ветрами». Кроме этого, он приводит таблицу соответствия каждой из пяти чакр Первоэлементу (Вода, Огонь, Пространство, Земля, Воздух), Мантре, Корневому (Семенному) слогу, цвету и форме.

Таким образом, утверждения о некоей «Таинственной системе соответствия  нот чакрам, пришедшей из монастырей Тибета, в которой указывается о 7 (семи) чакрах, являются ошибочными и документального подтверждения, кроме как ссылок на неких мастеров в Непале, не имеющих.
Ну, и совсем не миф – это что показал один из Дзенских монахов: перевернутая чаша – это основа ступы. Присмотритесь к фотографиям ступы Боднатх – ты часто там бываешь – купол – это перевернутая чаша, а стик, которым извлекают звук (палочка, которой бьют или трут поющую чашу для извлечения звука – Vegetarian) – это «Шпиль»… У меня самого было такое Видение в пещере Миларепы у Аннапурны-3 в Гималаях. И вот, через год, я получил словесное подтверждение своему видению.
Еще раз, хочу обратить внимание: несмотря на то, что многое в отношении поющих чаш сегодня является мифом, это не умаляет эффективности их воздействия! Магнитное поле тоже научились регистрировать только в позапрошлом веке, но оно всегда было.

2)    Какие феномены тибетских чаш не поддаются научному объяснению? Виктор, наверняка ты сталкивался с ними. Да что там, наверное и использовал в своей практике, которую так и хочется назвать «шаманством»! Терапия тибетскими чашами – это ведь не музыкальный «концерт на чаше», верно? Так в чем суть «секретного» воздействия чаш?

О феноменах, свойственных чашам, говорить можно очень долго.  Давай, я приведу самый легкий для потенциального понимания пример?! Например, доказано, что чаши обладают расслабляющим эффектом на психику и снижают агрессивность. Когда я говорю ДОКАЗАНО, это значит люди разрабатывали дизайн исследования, применяли все необходимые этапы: имели контрольную группу, сравнивали показатели, применяли статистические допущения типа критерия Спирмента и пр. Ну, или как минимум сравнивали показатели по каким-то факторам. А не голословно ссылались на какие-то публикации в интернете.  Т.е., Тибетские поющие чаши при грамотном и внимательном их использовании позволяют человеку расслабить и ум и тело. А через это расслабление человек может, наконец-то, хоть на некоторое время выключиться из социального стресса и обратиться к Душе. А ведь именно этого нам сегодня так не хватает.

поющие чаши огуйВ феврале 2014 года я проводил обучающий семинар для психологов в Институте клинической психиатрии в Москве, и там мы частично подтвердили ряд гипотез и феноменов Например, что практики с ТПЧ позволяют воздействовать на психосоматические проблемы человека. Согласно практик Телесно-ориентированной терапии (ТОП), в результате сильного эмоционального переживания в физическом теле человека формируются телесные блоки, которые вызывают нарушение тех или иных функций организма. Например, в описании таких направлений психологии, как Розен-терапии, Райх-терапии и пр., указано, что функциональные блоки и напряжения в теле возможно расслабить посредством взаимодействия терапевта с телом (!) пациента. Так вот, ТПЧ, так же контактируют с телом человека, которому выполняются практики и позволяют расслабить эти блоки и восстановить функции организма. НО!!! При этом высвобождается и эмоция, которая привела к тому или иному функциональному блоку. А это, в свою очередь, требует качественной проработки этой эмоции. Иначе она опять вызовет напряжения и нарушения в физическом теле. Т.е. требуется либо поддержка квалифицированного психолога в данном случае, либо индивидуальная работа. Именно поэтому я и настаиваю на том, что требуется осторожность и внимательность при использовании тибетских поющих чаш: как в личной практике, так и в проведении практик с тибетскими поющими чашами для других.
А что касается «шаманизма», то зря ты улыбался и подшучивал! Поющие чаши очень гармонично вписываются во многие чисто Шаманские практики. Например, доказано, что шаман погружается или погружает пациента в транс (или изменённое состояние сознания – ИСС) за счет ритма, издаваемого бубном (а у североамериканских индейцев – барабана). Так вот, тибетские поющие чаши также позволяют ввести человека в ИСС, но за счет других свойств, характерных для чаш, а не только за счет ритма. Я подробно останавливаюсь на этом на своих семинарах для психологов. 
Подтверждение этому – то, что прокомментировал шаман Кулан (Александр Артемьев, Якутия) на фестивале в Туве в 2014 году, после того, как я попросил разрешения провести ему ритуал с Тибетской поющей чашей от моего Мастера, чтобы услышать комментарии шамана по моей практике.  В его комментариях были личные моменты, касающиеся только меня, а были и общие принципы его видения того, как работают чаши, которые можно озвучить. Это, как я сказал об этом выше: «они расслабляют наш ум, и позволяют взглянуть себе в сердце».

поющие чаши огуйКстати, музыкальный концерт на чашах или с их участием – это вполне разумное и логичное их использование. Но это очень ограниченное их восприятие и использования всего лишь одного из аспектов поющих чаш.

3)    Ты предупреждаешь в книге, что чаши в неумелых руках могут навредить. Вопрос, а как от этого уберечься? Ведь почти у всех руки «неумелые» – не все же Мастера! Есть ли какие-то принципы, строгие правила, следуя которым, можно себя обезопасить от негативного воздействия чаш?

Конечно, есть такие правила! Только давай уточним термины и формулировки! Именно чаша, просто как предмет, вряд ли будет негативно воздействовать. А вот некорректное ее ПРИМЕНЕНИЕ запросто может вызвать те или иные нарушения. Например, на своем личном опыте я столкнулся с тем, что когда получил от одного из Мастеров разрешение на практику для других с несколькими чашами, то он передал мне схему выкладки чаш, которая принята в его традиции. Так вот, я начал практиковать с такой выкладкой, и те, кому я делал эту практику, отмечали постоянное состояние тревожности во время процедуры. Мне потребовалось несколько месяцев практики, изучения и экспериментов, чтобы, понять в чем была проблема. Если кратко, то суть проблемы была в том, что у жителей Гималаев совершенно другой не только менталитет, но и некоторые физиологические особенности, которые органично вписываются в ту практику с чашами, которую передал мне Мастер. А вот, мы, европейцы, немного другие – и у нас именно такая практика вызовет беспокойство и тревожность. Это как с вирусом герпеса  В Непале, например, нет слова, обозначающего такую болезнь на местном языке . Почему? Потому что они не болеют герпесом. В принципе! И врач Аюрведы просто не понимает, ни на английском, ни на латыни, о чем идет речь. Хотя множество других физических недугов он может диагностировать, и назначить лечение.

Таким образом, основной принцип безопасности при практиках с чашами, как и в медицине: Не навреди! Есть сомнение – повремени. Чувствуй, думай, исследуй.

4)    Еще сразу хотел спросить – я раньше чуть-чуть занимался целительством с полудрагоценными камнями, и понял, что в этой сфере много опасностей, «плохих» камней, и вообще не все так просто радужно, как описывается в тоненьких книжечках на полках книжных. Наверняка с чашами все не менее сложно? Можно ли случайно взять в сувенирной лавке или восточном базаре «нехорошую» чашу? Можно ли «почистить» чашу в домашних улсовиях? Может, там, под струей воды, или в молоке искупать? )

Да, в сфере чаш, не меньше сложностей, нюансов и рисков (если только это не просто музыкальный инструмент). Существуют специальные способы для поддержания поющей чаши в «рабочей форме» Так же как и существуют принципы энергетической безопасности того, кто выполняет практику с чашей и того, кому ее делают.  Некоторые из них довольно сложны в выполнении, и достаточно громоздки. Но они необходимы, например, в специальных практиках. Например, при практиках с так называемыми «Лунными» чашами – они выполняются в полнолуние, и делая их в солнечный полдень можно снизить «работоспособность» именно этих чаш для определенных практик. Самый простой, универсальный и относительно безопасный метод  очистки поющей чаши от потенциально негативного воздействия – это соль.  Только не надо солью чашу шлифовать – «испортиться» чаша может  Абразивное воздействие на чашу вообще в нашем случае не допустимо! А вот, проточная вода… Это очень хорошо, как и большой объем воды. Но именно водопроводная вода, все же вряд ли. Я за ручьи, моря, озера и источники! Чистые или в местах Силы. Например, в России, мы оказались рядом с Сергиево-Посадом, там есть источник Гремячий ключ, который открылся много веков назад Сергию Радонежскому. Так вот, мы там сами в 7 источниках омывались, и чаши омыли. Так они потом, эти чаши, на следующем семинаре,  «работали» совершенно по-другому чем до этого! Они, как будто стали чистейшим проводником тех качеств, которые были в Гремячем ключе. Но тут то же свои нюансы В общем – можно и проточной водой промыть.

5)    Какую пользу можно получить на сеансе массажа тибетской поющей чашей? Есть ли научно доказанные факторы воздействия, болезни, которые с уверенностью можно вылечить чашей?

Польза это расслабление физическое и психическое. Это доказано научно и с уверенностью. Больше того, в ноябре 2014 в Москве, мы проводили исследования практик с чашами. Ознакомиться с подробными результатами исследования, дизайном исследования и пр., можно будет у меня на сайте http://поющиечаши.рф.
В двух словах скажу о выводах в результате исследования:

1.    Практика  с помощью Тибетских поющих чаш в традиции Церинг Нгодруб воздействует на реципиента. Это значит, что у того кому выполнялась практика были документально зафиксированные изменения и физиологические в том числе, которых не было бы если б ему такую практику не делали.
2.    В результате практик с ТПЧ состояние оператора (меня) так же УЛУЧШИЛОСЬ! А значит, тот кто выполняет практики с ТПЧ будет как минимум оздоравливаться выполняя практики с ТПЧ в нашей традиции.
3.    В процессе практики отмечается синергичность многих сосотояний и показателей, как оператора так и пациента. Простым языком: многое в состоянии и меня, и тому кому я выполнял практику становились синергичными (близкими, похожими). Это говорит о том, что Мастеру, который выполняет практику с чашами необходимо быть «чистым» со всех точек зрения, что бы иметь такие же чистые, более высокие вибрации, и следовательно, поднимать уровень вибраций пациента за счет этого.

поющие чаши огуй6)    Какие эзотерические, духовные результаты может принести практика с поющей чашей или набором чаш?

Самое просто что даст практика с чашей или чашами – это возможность расслабиться, отключиться от социума. А это значит что человек может обратить ся к своей душе и сердцу. Стать добрее. А значит, он будет более счастливым. А значит и мир вокруг него станет прекраснее. Это самый простой ответ.
Еще, практики с ТПЧ дают возможность более легкого вхождения в Измененное состояние сознания, а значит и помогут в медитативных практиках с остановкой внутреннего диалога.
Ну, и отдельный блок различного рода Шаманских «путешествий». Но это уже совсем мистический аспект. Много будет зависеть уже от качества чаши или чаш, проводника (Шамана) и намерения практикующего.

7)    Я так понимаю, что для начального знакомства с практическим применением чаши достаточно всего одной чаши, это правда?

Да. В нашей традиции, мы сознательно старались изучать и развивать те практики, которые позволяют достичь высокой степени эффекта, имея всего одну чашу! НО! Это должна быть очень качественная чаша. И методики применения, все же, очень желательно получать из первых рук. Прямую передачу мы стараемся сохранять.
Что касается частных методик, например методика «Контактного прозвона» изначально подразумевает практику с всего одной чашей.

8)    А какие преимущества дает набор чаш? Я знаю, что наборы обычно покупают профессионалы, т.к. они весьма и весьма дороги.

Преимущества – это:
1.    Более широкий спектр частотных характеристик чаш воздействующих на человека.
2.    Физическое удобство оператора (того, кто делает практику с набором чаш).
3.    Возможность  более эффективного выполнения таких практик, как «Шаманские путешествия» и «Возвращения частей души».
4.    Проведение групповых медитаций.

9)    Какие необычные виды чаш ты знаешь? Я никогда не забуду, как в Катманду ты сводил на сеанс «прозванивания» в гигантской чаше, в которую надо вставать ногами! А бывают еще какие-то другие типы экзотических поющих чаш?

Конечно есть! Например поющие чаши в храмах Японии – они очень экзотичны – начиная от размера и заканчивая их мистической легкостью при таком значительном размере. На самом деле, сегодня разные школы как в России так в Непале и Индии, придумывают различные классификации и названия поющим чашам. Тоже, к стати, один из мифов ;)
Для нас, европейцев, экзотичны будут любые чаши … Хотя… У нас, например, колокола и била в России есть. А это те же перевернутые ТПЧ, Ну или, колокола на Руси – это Тибетские поющие чаши перевернутые и без языков Вообще, все что касается исторических и интересных вещей связанных с колоколами и билами на Руси – это тема отдельного разговора. Будет интересно – можем продолжить И я тебе еще один миф развенчаю – про то, что, как будто бы, колокольный звон убивал возбудителя чумы на Руси Колокола помогали и благодаря и им то же, Русь избежала эндемии Чумы убившей 2\3 Европы. Но механика противоэпидемического воздействия русских колоколов в этом случае – совсем другая.

10)    Человек, который занимается чашами, он должен следовать каким-то принципам в жизни, например, вести аскетичный образ жизни? Как ты относишься к вегетарианству, веганству, сыроедению? В том числе, этическому вегетарианству, когда человек не хочет оплачивать убийство животных? Как ты думаешь, это полезные диеты и образ жизни?

Если говорить о человеке, который использует чаши для себя персонально – то это его личное и персональное дело. Если говорить о Мастере, который использует ТПЧ для практик с другими людьми, то я настоятельно рекомендую следовать принципам Сострадания в первую очередь. И принципу: Думай головой, а чувствуй Сердцем (с) Доктор. Если аскетичность будет помогать в практике – то можно и аскетничать. Я, например, раньше, выполнял регулярные, одиночные затворные ретриты по нескольку недель. Выполнял те практики, на которые мной были получены определенные самайи (обязательства) от моих Мастеров. Например, в новогодние праздники я два года подряд я выполнял одиночные затворные ретриты по Духовным практикам в традиции Юток Нинтиг, которые рекомендовал доктор Нида своим ученикам, кто учился у него Традиционной Тибетской медицине. По мантротерапии, делал. Ну, при буддистских ретритах, вполне логично и разумно следовать принципам вегетарианства.
Если уж мы затронули тему питания, то тут у меня есть  обильный личный опыт Еще в конце 80-х, когда я учился в школе, и благодаря моей маме начал посещать занятия Йогой (тогда это называлось группы здоровья). Мой Учитель Йоги, Виктор Владимирович Дундуков (ученик Стаценко – кто в теме, тот понимает). Так вот, на занятиях, нам рассказывали о принципах раздельного питания, сокотерапии, очистительного голодания, гимнастик (хатха-йога), дыхательных упражнений (пранаяма), медитаций и пр.  Собственно – все то обучение заложило во мне основу, благодаря которой, я потом получил медицинское, а потом высшее педагогическое (физкультурное) образование. И проработал 9 лет в больнице массажистом.
В настоящее время, я стремлюсь  придерживаться принципов раздельного питания. Преимущественно вегетарианского. За удобство в этом смысле – очень люблю Азиатские страны. Животная пища – продукт скоропортящийся – есть в жарких странах опасно. Это я как медик рассуждаю. Да и редко оно в тех странах встречается. Поэтому именно питаться раздельно и преимущественно растительной пищей – там относительно легко.
Больше того, когда я несколько лет работал и массажистом и банщиком в фитнес- и спа-индустрии, мясо я есть просто физически не мог! Попробуй поесть мясо и даже рыбу. И пойди «помахай» веником в парной. Вынужденная мера, но здоровья тогда только прибавлялось. Поэтому, на личном опыте, я уверен, что здоровое питание с отсутствием животного белка – и здоровью полезно и душе угодно! Согласен я и с тем, что этический аспект «не убий» в вегетарианстве так же силен, как и в отношении отказа от меховой одежды и иже с ней.
Более того, большинство практик с ТПЧ подразумевают определенную диету накануне и после них. Как минимум отказ от животных продуктов и алкоголя.

11)    Я читал в твоем Facebook что ты проводил сеансы поющих чаш «для» озера Светлояр (если не перепутал название), где град Китеж? Природа – она слушает нас? Как можно гармонизировать пространство с помощью поющих чаш? Кто слышит эти песни, духи или кто?

ОООО!!!! Это отдельная и очень значительная тема… Спасибо, что ты ее затронул!
Большинство людей сегодня, которые приходят на наши групповые практики или мероприятия связанные с картинами исполняющими желания (Которые создает ростовская художница Анна Тарасенко после нащей экспедиции в Западный Тибет) – все время что то просят у Пространства (Бога).  Конкретно: Здоровья, денег, успешности, машины, квартиры, мужа,  или абстрактно: мира во всем мире … Очень редко, когда кто то БЛАГОДАРИТ! Ну вот, с такими местами, как Светлояр, Дивеево и Русью в целом – у меня лично очень сильная связь. Я ощущаю ее. Причем, я ощущаю ее как некую связь внутреннюю, и не окрашенную географически. Она одна и с Тибетом (Кайласом) и русской шамбалой на Белухе (Алтай), и на входе в Шамбалу (озеро Светлояр), и в Хакасии (на Сундуках)…  Я постоянно ощущаю единение с этими местами и благодарю Пространство за то, что они есть, и тех людей, богов и духов, благодаря которым они сохраняют себя.

Природа живая! Кроме нас, этот мир населяют еще множество жителей, с которыми мы вполне можем жить мирно и эффективно развиваться.
Самый простой способ гармонизации пространства – это БЛАГОДАРНОСТЬ! Нам всегда есть за что благодарить! И кого благодарить! Многое мы делаем сами, это да. Но мы делаем это благодаря кому то. Поскольку это интервью журналу о питании, приведу простой пример.
Во время трапезы, или перед ней, Я благодарю свою Женщину, за еду которую она мне приготовила; людей, благодаря которым продукты попали к нам на стол, людей и духов, благодаря которым эти продукты создавались (росли, были посажены, их поливали, за ними ухаживали, пахали на Яках в горах клочки земли на которые потом сажали продукты), солнце – которое согревало и не палило этот урожай, моих пациентов (!!!) которые доверяют моему опыты, обращаются ко мне, и вознаграждают меня финансово, которыми (финансами) я оплачиваю продукты, которые мы покупаем, что бы трапезничать. Вот такая вот необычная цепочка. Для меня вполне логичная и разумная.

А если технологию именно с ТПЧ, то гармонизация пространство в форме Благодарности или Приветствия или Прощания! У меня на странице есть ролик Приветствие Сибири– его снял и смонтировал мой друг из Красноярска Эдуард Власов, когда мы делали практики с ТПЧ в заповеднике Столбы, под Красноярском.  Просто погуглите – посмотрите! Он сумел передать даже энергетику, которая была в момент именно этой практики!
А для дома вашего например, там же то же есть Домовой. Поиграйте для него с благодарностью! Ну, если без просьб не можете – то попросите его помочь вам почистить квартиру \ дом, и гармонизировать энергетику внутри! И посмотрите что получиться!
Расскажите потом, что из этого вышло У всех по разнОМу!

* Ku Nye Traditional Tibetan Massage. Ku Nye School. Course textbook of the Second Level by Dr.Nida Chenagtsang. Sorig Publications. MATTM 2010.