Существует множество легенд и преданий, связанных с появлением поющих чаш и об их назначении.
Наиболее исторически верных всего лишь несколько, и именно о них мы расскажем.
Чем точно исторически была поющая чаша в древности – это посуда для приготовления пищи и для еды. Мы встречали в деревенских музеях Непальских Гималаев старые поющие чаши много лет назад используемые для приготовления пищи и стертые до дыр в некоторых частях. При этом при извлечении из них звука они действительно издают мелодичный, но короткий по продолжительности звук.
Во многих семьях традиционной народности Невари в Непале и сегодня существуют особые металлические чаши для каждого члена семьи. В некоторых деревнях существовала специальная посуда в форме чаш из особого сплава для беременных или детей. Из этой посуды кормили беременных женщин перед родами и кормящих матерей. Местные жители утверждают, что еда, приготовленная в этой посуде или если из этой посуды просто ели, еду беременные, то роды проходили легко, а у кормящих женщин всегда было молоко. Вероятнее всего, это объясняется тем, что в составе сплава, присутствовали какие-то микроэлементы, благотворно влияющие в микродозах при термообработке на продукты характерные для региона, где эти чаши производили. А эти продукты уже положительно влияли на организм беременных женщин и кормящих матерей.
В других деревнях утверждают, что существовали специальные чаши «тестеры», которые применялись для определения качества продуктов. В такие чаши клали продукты или уже приготовленную еду, и по изменению цвета чаши или продуктов делали вывод о качестве продуктов или еды. Такие чаши по составу сплава и методу производства сильно отличались от обычной посуды.
По одной из легенд, существовали даже особые чаши, которые всегда носили с собой богатые или влиятельные люди. Такие чаши меняли свой цвет, если то что в них помещали имело в своем составе ядовитые или отравляюще вещества.
Даже сегодня путешествуя в высокогорные или отдаленные районы Гималаев можно наблюдать как местные жители готовят еду в чашах разной формы и разного размера с характерным ярким цветом.
Во многих музеях мира мы встречали древние чаши с названием «ваза для подношений». Чаще всего, такие вазы имели форму китайских поющих чаш – достаточно плоских емкостей с двумя ручками. Такие древние чаши можно увидеть в Бритиш музее в Лондоне, Метрополитен музее в Нью-Йорке и других. Эти чаши использовали в церемониях и ритуалах перенося или выставляя в них подношения богам и духам.
Все канонические изображения Будды Шакьямуни, как на тханках или настенных росписях, так в скульптурной форме – обязательно имеют в левой руке сосуд в форме чаши. Будда Шакьямуни – это человек достигший состояния освобождения в нашу эпоху, и указавший путь, и давший учение, как любой человек может достичь состояния освобождения.
Многие статуи Будды сегодня в Гималаях (Тибет, Непала, Ладакх, Бутан, Мустанг) имеют в руках вполне реальные современные поющие чаши. Часто, эти чаши наполнены тибетскими лекарствами в форме круглых пилюль для благословения Буддой. Т.е. сама статуя исполнялась из бронзы, а чашу в руки ставят поющую. (ПРИВЕСТИ ПРИМЕР И ФОТОГРАФИЮ!!!)
На самом деле, исторически верно, что во времена Будды Шакьямуни многие аскеты и отшельники, действительно имели чаши для сбора подаяний (преимущественно еды, которую им клали туда миряне). Но в те времена, это были чаши из кокоса, которые использовали и как посуду из которой ели. По сей день, посуду из кокосовых орехов делают и применяют в странах Азии: Индонезии и Таиланде.
По другой исторической версии, в те времена, в месте, где Будда достиг просветления рядом с современным городом в Индии Варанаси, исторически ели из посуды, которую делали из высушенной тыквы. Т.е. чаша в руках Будды, скорее всего была из тыквы.
В древние времена, караваны из Тибета возили гималайскую каменную соль в плодородные долины, в которых хорошо росли продукты, дефицит, которых всегда ощущался в горных местах. У караванщиков были специальные чаши разных размеров, применяемые ими в древние времена, как некие универсальные меры определенных продуктов, например, ячменя или соли.
Сегодня во многих гомпах (буддийских храмах) в Гималаях на алтаре можно увидеть реальные современные поющие чаши используемые, как сосуды для поношений.
В тибетском буддизме присутствует обязательный элемент — это лампа (светильник) из ячьего масла (в Тибете и Непале) или растительного масла (в Ладкхе).
Шаманы народности Невари в Непале использовали и используют в своих церемониях шаманские бубны (драмы) из кожи. При отсутствии такого специального бубна, они могли использовать перевернутую вверх дном железную тарелку для еды. Выстукивая по ней специальной колотушкой особы ритм. Кроме этого, шаманы утверждают, что это были особые тарелки и их особый сплав. Вплоть до того, из какого места добывалась руда для этих тарелок.
Бывают кованные и литые поющие чаши. Сейчас большинство чаш производят машинным способом на фабриках, прокатным способом штамповки по форме. Наилучшими являются поющие чаши ручной ковки. Несомненно, в каждой лавочке Непала или Индии, магазина в Европе или интернет магазина, вам будут утверждать – что именно «эта» чаша хэнд-мейт – т.е. сделана руками. Однако это не так. Действительно, в давние времена, большинство поющих чаш производилось кузнецами методом ручной ковки. Сегодня же в век высоких технологий, поющие чаши еще пока не печатают на 3Д принтерах, но уже активно производят машинным методом прокатным способом обжимая по форме.
Технически это выглядит так: горячий сплав метала в густой консистенции прокатывается между двумя валиками (как в отжимающей системе старых стиральных машин, где стиранное белье просовывалось между двумя валиками близко и плотно расположенными друг-с-другом). После этих валиков горячий сплав принимает форму листа. Далее, имеется форма для обжимания чаши – форма, точно повторяющая форму нужной поющей чаши – т.е. полусфера, поставленная выпуклостью вверх, к листу сплава. Так же имеется вторая форма ля обжимки, повторяющая форму внизу – полусферу, но пустотелая. Т.е. верхняя форма имеет форму полусферы, но внутри себя. Горячий лист доходит до форм, и проходит между этими двумя формами. Верхняя форма опускается на лист прокатного сплава, а тот в свою очередь, на нижнюю форму. Края листа, которые остались вне форм – обрезаются. Таким образом получается поющая чаша. Далее, металл остывает, полируется, на него наносятся различные составы или не наносятся.
Часто, такие чаши подделывают, обстукивая по внешней и внутренней поверхности, создавая впечатление от молотка кузнеца. И в дальнейшем, их продают, как будто сделанные руками, а не машиной.
Иногда такие поющие чаши даже не пытаются подделать. Они, как правило ярко желтого, золотого цвета. Имеют яркий выраженный блеск. Очень часто их поверхность гладко отполирована и не имеет следов от инструментов кузнеца.
Потому что параллель с самурайскими мечами и дамасской сталью. Внесение информации в расплавленный металл.
Все делалось руками, без электричества, включая полировку на круге, а не с помощью мотора.
Бывают кованные и литые поющие чаши. Сейчас большинство чаш производят машинным способом на фабриках, прокатным способом штамповки по форме.
Технология производства кованных поющих чаш включает следующие этапы:
Ртуть
В магазинах Непала сегодня можно купить разнообразные поющие чаши.
Всего лишь несколько лет назад, а именно, в 2010 и 2011 годах, в Непале было очень мало магазинов и лавочек, в которых бы продавались поющие чаши. Массовый интерес к звукотерапии, экологическому оздоровлению, народной медицине и терапии в альтернативной медицине стимулировали спрос на поющие чаши.
Для того, чтобы выбрать поющую чашу, первое что надо сделать – это определиться с ЦЕЛЬЮ! Т.е. для чего, для какой цели, для какой практики ищется или выбирается поющая чаша.
Наиболее распространенные практики для которых выбирают поющую чашу или поющие чаши, следующие:
Разберем подробно как выбрать поющую чашу или поющие чаши для каждой из этих практик